Главная ->  Статьи 

 

Игра го. ко борьба


На этой неделе мы продолжим обсуждение ко борьбы при игре в го на возможно большем количестве примеров.

Ответы на задачи прошлой недели

S.1. Как гром среди ясного неба возникает ко борьба. После того, как черные поставили отмеченный камень, белым следует играть 1. На разрезание черных 2 белые отвечают 3 и 5 создавая огромное ханами ко (ко любование цветами) для белых, т.к. они мало что теряют при проигрыше, в то время как черные теряют всю свою территорию.

S.2. Черные строят влияние. Черным нужно играть 1, позволяя захватить свой отмеченный камень. Вероятно, последуют ходы до 8. Черным пока нет нужды захватывать белый камень 2.

R.1. Это пример ужасной для черных последовательности ходов. Если черные защищают свой одинокий камень, то их отмеченный камень получается отрезанным. Камни 3 и 5 становятся бесполезными, т.к. не могут избежать плена.

Другие типы ко

Д.1. Черные живут. Это двойное ко. Если белые захватывают «А», то черные захватывают «В». Так что группа черных выживает, но есть одна загвоздка. Если на доске есть еще одна ко борьба стоимостью меньше 15 очков, то данная позиция становится неистощимым источником ко угроз.

Д.2. Черные не выживают. Если черные захватывают «В», то белые «А». Так что группа черных мертва. Особенность та же, что и на Д.1 – при наличии еще одной ко борьбы (стоимостью меньше восьми очков) на доске эта позиция становится генератором ко угроз. Почему только восемь очков? Сравнение позиций, в которых черные живут и в которой они гибнут, дает разницу 17 очков. Но если черные сделают ход «А» в качестве ко угрозы им все еще нужно выигрывать ко борьбу «В». Так что им нужно сделать еще два хода (после «А»), чтобы сохранить в живых угол.

Д.2. Черные живут. Даже если белые захватывают «А», черные могут захватить «В». В конце концов у белых закончатся ко угрозы. С этого момента черные могут в любое удобное им время захватить окруженные камни белых ходом «В».

Д.4. На этой позиции две ко борьбы, которые не может выиграть ни одна из сторон. Если черные играют «А», то белые «В». Так что обе группы живут. Когда обе группы не имеют двух глаз, но не могут быть захвачены, называется сэки.

Д.5. Тройное ко приводит к ничьей. Точнее партия считается закончившейся без результата. Очень редко возникает ситуация в которой на доске появляются три взаимосвязанных ко борьбы. Если черные играют 1, то белые 2, после чего черные снова под атари. Следовательно, им нужно играть 3. Теперь под атари находятся белые и они должны играть на месте отмеченного камня. Так может продолжаться бесконечно. По японским правилам, которые доминируют во всем мире, такая ситуация не имеет решения, партия считается несостоявшейся и должна быть переиграна.

Задачи

Во всех задачах встречается ко борьба

Задача 1. Черные только что нанесли атари ходом 1. что делать белым?

Задача 2. Подобная ситуация часто встречается, это тип джосэки середины игры. Если белые играют 1, то ответ черных 2 – ошибка. Как белые могут получить прибыль от нее?

Задача 3. Это джосэки с ко. После захвата черными ходом 11 белые должны не колеблясь нанести атари 12. Черные должны играть 13, а не начинать ко борьбу. Теперь попытайтесь ответить на следующие вопросы. Какого типа эта ко борьба? Прямое ко, многошаговое, ханами ко, и т.д.? Кто начнет ко борьбу и когда она начнется? Каков будет результат? Какова стоимость этой ко борьбы?

Задачи 4А и 4В. В задаче 4А до хода 7 разыграно джосэки. Ходом 8 белые перестарались. Но после хода б.14 угол встал на ко. На диаграмме задачи 4В показан результат. Белые только что сыграли отмеченным камнем. Как должны отвечать черные? Подсказка – помните, что нужно хладнокровно оценить ситуацию и затем сделать правильный выбор.

 

 


Техника мотарэ в го

Guo Juan, (была 5 даном в Китае) сейчас гражданка Нидерландов, снова выиграла европейский отборочный этап Чемпионата Мира по Го по версии Фудзицу, проходивший 8, 9 и 10 декабря в Амстердаме. Большинство сильнейших ее конкурентов, в том числе Александр Динерштейн, Каталин Тарану, 4 дан в Японии, и я выбыли во втором или третьем турах.

В этом году 10 игроков из всей Европы были приглашены принять участие в семинаре, проводимом сильнейшими игроками го Европы. Среди тем, которые изучались, были задачи на жизнь и смерть, техника визуализации позиции и ее применение в фусэки (начальная стадия партии), основные правила оценки позиции.

Тарану указал, что важно правильно выбрать преподавателя, того, которому можно доверять, и чей стиль понятен. Так как го это не совсем наука, и профессионалы часто высказывают противоположные мнения, будет неправильно выслушивать их несогласованные высказывания. Значительно лучше выслушать последовательную точку зрения из одного источника.

Динершрейн утверждал, что го в Корее развито настолько сильно, что результат партии может решиться к десятому ходу. Это по новому объясняет вялые комментарии некоторых японских профессионалов и показывает, что корейское го обрело своё собственное лицо.

Вторым ходом проиграна партия

Кадзивара Такэо, японский профессионал, 9-дан, любит добавить острой приправы к своим серьезным комментариям партий. Я помню, как на меня произвела сильное впечатление его книга «The Direction of Play» когда у меня был первый любительский дан.

Д.1. В своей книге Кадзивара обсуждает некоторые выгоды от стандартных ходов в фусэки. Например, черные готовятся распространиться в направлениях «А» и «В», но предусмотрительные белые могут вторгнуться в «С» и получить солидную территорию в углу. Ход белых 2 без труда обеспечивает территорию в углу, например, дополнительным ходом в «D». Объединяя две эти особенности легко сделать вывод, что ходом 2 белые помогают черным получить территорию, одновременно предотвращая распространение белых. Исходя из этого, Кадзивара называет ход 2 проигрывающим партию.

Д.2. Теперь черные могут сыграть 3. Если белые занимают последний пустой угол, то ходом 5 черные забивают столб, расширяя свое влияние, одновременно не давая белым сделать это. Если теперь белые играют 6, с целью создать проблемы черным в углу, то ответ черных 7 явно демонстрирует желание развивать центр и одновременно создает давление на камень белых 2. В то же время этот ход ограничивает влияние камня белых 4. Теперь представьте себе камень черных в «А» или в «В» и вы увидите, насколько уже плоха партия для белых. Поиск причины столь плохой позиции приводит к ходу 2.

Д.3. Динерштейн в дискуссии указал, что черные уже проиграли партию к ходу белых 8. Причина в том, что правая сторона не имеет большого значения, как территория. Белые могут вторгаться в «А», «В» или объединить эти слабости. Даже если черные закроют правую нижнюю сторону, то белые могут вторгаться в «С» или «Е». В дополнении, правый верхний угол подвержен вторжению «D». Следовательно, территория черных не более 25 очков, что легко компенсируется формой белых, к тому же у них есть коми 5 с половиной очков. После хода 6 ответ 7 неизбежен. Это указывает на причину отставания черных – ход 5.

Д.4. Поэтому, в корейском го, высокое «китайское» фусэки (показанное здесь) не пользуется популярностью, если у черных нет возможности сыграть в районе пункта «В», в то время как низкое «китайское» фусэки, с отмеченным камнем в пункте «А», играют достаточно часто.

Д.5. На вопрос молодой европейской девушки, как ей стать профессионалом Кобаяси Сатору, один из сильнейших 9х данов в Японии, ответил вопросом : «Какой ход вы предпочтете в этой ситуации, «А» или «В»?». Без раздумий она ответила «В». Это правильный ответ. Ход «А» не является ошибкой, он слишком локальный, ориентирован на территорию. С другой стороны, ход «В» принимает во внимание наличие отмеченного черного камня.

Ответы на задачи прошлой недели

S.1. После хода ч.1 единственным ответом белых будет 2. В результате возникает ко.

R.1. Хотя эта ко борьба и не очень приятная для белых (черные пробивают ко первыми), но если белые просто соединяются 2, то следует ответ ч.3, и три отмеченных камня белых в плену. Так белые не получат ничего.

S.2. Если в ответ на ход белых отмеченным камнем черные ответят отмеченным камнем, то последует великолепное тэсудзи (искусный локальный ход) 1, 3 и 5, которое поставит угол на ко. После хода б.5, черные могут играть в тот пункт, где стоял отмеченный камень белых (его сняли с доски после хода ч.2). Но теперь черные могут выжить ходом 7. Даже тэсудзи белых 8 и 10 не помогают.

R.2A. Альтернативно черные могут играть 6, после чего белые пробивают ко ходом 7.

R.2B. Если у черных недостаточно ко угроз, то они не могут пойти на ко борьбу и вынуждены подчиниться ходом 2.

R.2C. С другой стороны, если у белых мало ко угроз, то они не могут пойти на ко борьбу и должны соединиться 2. Теперь сравните 2В и 2С и вы увидите разницу в два очка. В ряде случаев это может определить исход партии. Ко борьба может стать единственным решением для обоих игроков.

S.3. После обмена ходами отмеченными камнями наступило затишье. Эта ко борьба не будет разыграна до тех пор, пока у одной из сторон не образуется перевес в больших ко угрозах. В чем причина? Сделаны очень большие инвестиции. Черные могут начать ко борьбу ходом «А», но если они проигрываю это ко (белые играют в «В»), и белые смогут соединиться ниже пункта «В», то черные не только теряют камень «А», но и «зарабатывают» точку разрезания «С». Следовательно, черные не хотят начинать эту ко борьбу, хотя для них это прямое ко.

Если белые начинают ко ходом «В», то черные игнорируют этот ход. Далее белые разрезают «С». Теперь мы получаем тот же вид ситуации и применимы те же аргументы. Так что, белые не хотят начинать ко борьбу, к тому же это двухступенчатое ко. В конце концов, белые, вероятно, сыграют в «В», а черные соединятся «С». Стоимость этих ходов зависит от окружающей позиции, но профессионалам следует пытаться рассчитать ее – вложения сделаны большие, а потенциал получен маленький.

S.4. Вместо того, чтобы немедленно начинать ко борьбу, черные должны разрезать 1. Последуют ходы до 5. Теперь черные обернули позицию так, что она стала проблемной для белых. Если белые начинают ко борьбу ходом «А», то у черных есть локальная ко угроза «В». Далее, черные пробьют ко. Теперь белые могут потерять не только отмеченные камни, но и весь угол. В результате, ходом 1 черные переложили бремя ко борьбы на белых, т.к. у черных в любом случае есть компенсация в виде влияния на центр.

 

 



 

Го турниры. Кубок фудзицу. Тактика го. ханэ. Чемпионат мира по го среди любителей. Анализ го партии между профессионалами.

 

Главная ->  Статьи