|
Главная -> Статьи
Пословицы в гоИнтересной особенностью пословиц является то, что некоторые из них выражают противоположные идеи, например: «Первый удар, залог успеха» и «Дуб не свалить одним ударом». Пословицы проникли и в мир го. Бездумное следование любой из них, вероятно, не сделает из вас в сильного игрока в го, но твердые знания пословиц и ситуаций в которых они применимы, дает гарантии улучшения игры. «Не делай ходов усиливающих противника!»R.1. Начинающие, обычно, заблуждаются считая, что атакуют камень противника прилипая к нему. Как видно из этой диаграммы, первоначально у камня белых было четыре дамэ (степени свободы). После ходов ч.1 и б.2, черные имеют три дамэ, а белые пять. Далее, после обмена 3 на 4 у черных два камня имеют четыре дамэ, а три камня белых шесть. Белые усиливаются быстрее черных! Д.1. Как играть белым в этой ситуации? Д.2. Цукэ (прилипание) 1 ведет к показанному или аналогичному результату (в зависимости от ситуации на доске, ход 12 возможен в «А»). Белые увеличили территорию внизу слева, но черные получили гораздо больше. Это плохо для белых. Д.3. Обычно играют б.1. Этот ход создает угрозу вторжения «А». Если черные защищаются 2, то ход 3 белых хорош (только представьте себе, что в эту точку пойдут черные). Мойо черных больше, но территория белых прочнее, и вторжение в нее маловероятно. С другой стороны, если черные не защитят свое мойо, то возможны вторжения «А» или «В», или ходы, уменьшающие территорию «С» или «D». Д.4. Б.1 еще один пример хода, усиливающего позицию черных. Могут последовать ходы до 8. Перед белыми стоит трудный выбор. Если они удлиняются 9, то черные могут начать борьбу в левом нижнем углу, которую они, может быть, и проиграют, но после жертвы камня 10, ходы 12 и 14 становятся сэнтэ, что позволяет черным разрезать 16 и 18, с целью захватить камень 7 белых. Белые потеряли большую часть территории, которую могли легко сохранить, так что, это еще один пример бедствия для белых. «Находясь в опасности, играй цукэ»Д.5. Получив результат Д.3, белые могут вторгнуться 1. Ход ч.2 – обычная защита, которая предотвращает соединение белых понизу с камнями слева ходом 7, одновременно не давая белым выбежать в центр. Теперь белые играют серию цукэ (прилипание) 3, 5 и 7, а потом своевременный ход 9. Далее ходы 11-17 делают жизнь белых легкой, как ветерок. Д.6. Если черные сочтут обмен ч.«А» на б.4 не достаточно хорошим, то они могут играть 1. Этот ход усиливает как белые, так и черные камни, но белые камни практически не оказывают влияния на отмеченный камни черных. В то же время, после хода б.8 черные могут иметь ввиду уменьшение территории белых ходами «В» или «С», или вторжение «D», эксплуатирующее слабость между камнем 8 и левым нижним углом белых. Д.7. Это партия между Хонинбо Сюсаку, которого считают величайшим игроком в го всех времен, и Сэндаю Сэкияма, возможно сильнейшим любителем, сыгранная в июне 1851 года, которая иллюстрирует обе пословицы. Белые поставили отмеченный камень. После распространения черных 1, белым нужно где-то вторгаться. Как это сделать? Ходом 4 белые грозят вторгнуться в угол. Черные защищаются против этой угрозы ходом 5. Заметьте, что они не прилипают непосредственно к камню белых ходом «А». Белые прилипают 6. Ход черных 7 не агрессивный, но он не дает белым построить базу. Обмен 8 на 9 создает точку разрезания «В». Ходом 10 белые готовят базу. Ходом 11 черные не прилипают, они только пытаются ограничить группу белых. Заметьте, что теперь белые снова играют цукэ 12. Черные форсированно забирают камень 12, но благодаря этой жертве белые делают форсирующие ходы 14-20, а потом играют еще одно цукэ 22. Обратите внимание, ход черных 23 не сделан в «С» (что было бы цукэ). И снова 24 – цукэ. Решение задач прошлой неделиS.1. На вторжение черных 1 правильным будет ответ атакой мотарэ 2. Обменами 2 на 3, 8 и 10 на 8 и 11 белые усиливают свои камни для борьбы с черными с другой стороны 4-16. Борьба выливается в построение черными двух глаз, а белые убегают и захватывают угол, что дает им преимущество. S.2. После того как белые сыграли отмеченным камнем, обмен 1 на 2, а затем прыжок 3 – правильная игра черных. Обмен не дает белым соединиться снизу ходом «А», т.к. черные могут ответить «В», б.«С», ч.«D», б.«Е», ч.«F». R.3. Обратите внимание на ход б.2 на S.2. Если белые вместо этого попытаются захватить камень черных 1, то последовательность 3-8 только добавит им неприятностей. ЗадачиЗадача 1. Еще раз посмотрите на Д.7. После хода белых 26 настала очередь черных думать о том, что делать с нижним правым углом белых. Что должны делать черные? Задача 2. Четыре камня белых создают двукрылую форму – симари и распространения в обе стороны. В ответ на ход отмеченным камнем черные сыграли 1. Каким должен быть следующий ход белых?
Партии го профессионаловНа прошлой неделе Тё Тикун уступил свой последний титул, Мэйдзин, Йоде Норимото. Впервые за последние 12 лет Тё остался без титула. К нему всегда обращались «Тё Кисэй», «Тё Хонинбо», до прошлой недели «Тё Мэйдзин». Я был в соседней комнате, когда пришло известие об окончании партии, и хотя я не слышал результата, я услышал слова «Тё 9 дан». Меня шокировало упоминание имени Тё без титула. Бывало, что он проигрывал первые три партии матча из семи партий, но потом выигрывал оставшиеся четыре. Но после потери предпоследних двух титулов пошел слух что Тё утратил чутьё. Тем не менее, судя по четвертой и последней партии за титул Мэйдзин, я могу сказать, что не Тё играл хуже, а скорее именно Йода превзошел своего противника психологически используя свой стиль – синоги и эффективное использование контратакующих ходов. Решение задач прошлой неделиНа прошлой неделе вы прочли две пословицы, которые допускают противоположную интерпретацию: «Не делай ходов усиливающих противника!» и «Находясь в опасности, играй цукэ». S.1. Это партия между Хонинбо Сюсаку (белые) и Сэндаи Сэкияма иллюстрирует обе пословицы. После того как белые стабилизировали свою группу отмеченным камнем, настал черед черных разрушить мойо (сферу влияния, потенциальную территорию) внизу справа. На этой диаграмме показано 29 ходов от того момента как черные начали вторжение, до того момента, когда они более или менее соединили группу вторжения с внешним миром. R.1. Для вторжения (утикоми) в мойо или уменьшения его (кэси), часто используется мотарэ и прилипание (цукэ). Они используется в тех позициях, где противник уже силен, хотя это и противоречит первой пословице. Основная цель – сделать свои камни сильнее. Ходом 1 черные используют эту технику. Было бы ошибкой со стороны белых отвечать кротко 2, 4 и 6 (обратите внимание, всё это контактные ходы). После хода 7 у черных миаи «А», «С» и «В» (если белые играют «А» или «С», то черные сыграют «В», и наоборот). R.2. В реальной партии, белые приготовились окружить вторгающегося заходя издалека 2. Черные прилипают 3. Ходом 4 белые предотвращают построение черными базы. Еще одно прилипание черных 5. Альтернативным вариантом может быть прилипание в 8, б.«В», ч.«А», но это, видимо, не самый хороший вариант для черных. Ход белых 6 форсирует ответ черных 7, получился пустой треугольник, плохая форма. Черных заставили захватить камень белых 6 ходами 9 и 11. Тем временем белые продолжают окружение позиции черных ходами 8, 10 и 12. Черные ходом 13 снова используют карами, вынуждая белых ответить 14, что приводит к ходу 15. Теперь у черных для построения глаз есть ходы «D», «Е», «F» и «G». Теперь, посмотрите на диаграмму S.1. Ход 22, например, изобретательно создает разрезание (белые могут устроить обмен «А» на «В», затем разрезать «С» или «D» в любой момент). Подробный анализ этой партии можно найти в книге Джона Пауэра «Непобедимый» (John Power, Invincible). S.2. Чтобы уменьшить влияние двукрылой формы, в ответ на ч.1 белые играют цукэ 2, что подразумевает построение легкой формы сабаки. После хода ч.3, б.4 еще одно цукэ, которое использует различные слабости в углу. Если черные отвечают 5 и 7, то белые строят хорошую форму 6-10. Учтите, что на ход ч.«А» последует ответ «В», а на «С» ответят «D». Черные смогут захватить один камень, но белые будут становиться все прочнее и прочнее. R.3. Вместо того, чтобы пассивно разыгрывать приведенный выше вариант, после хода белых отмеченным камнем черные могут попытаться играть 1, до того как защитятся 3. Элегантным ходом 4 белые оставляют плохие адзи в углу. Ответ ч.5 самый сильный, но последовательность до 12 дает белым довольно хорошую форму. Д.1. Показаны первые 28 ходов партии между Тё (черные) и Йодой 9 дан. Хотя обычно Тё любит строить маленькие, прочные группы (по третьей линии) имея целью вторжения в дальнейшем, в этой партии он быстро развил свою позицию и создал гигантское мойо. С другой стороны Йода любит играть на влияние, по четвертой линии, но в этот раз он начал медленное движение ходом 12. Альтернативой мог быть ход 13. Вместо 13 черные могли бы играть 14, практически заставляя белых вторгаться. Ход 14, гасящий мойо, сделан вовремя, нацелен на вторжения и не дает укрепить сферу влияния черных. Ход б.16 легкий, тоже скорее кеси ( гашение), чем вторжение. Ход 17 заставляет белых соединить два свои камня. Вне всякого сомнения белым не следовало играть 18. По мнению экспертов, ход ч.19 выглядит естественно, но должен был быть сделан в 20, для того, чтобы разделить белых на две группы. Ходы до 27 естественны. Ход ч.27 можно сделать в «А». Ход б.28 – прилипание, направленное на быструю стабилизацию белой группы. Д.2. Показаны ходы 29-69. Ходы ч.1 и 3 – сильная контратака. Белые вынуждены спасаться ходами 4-14. Заметим, что ходы 6 и 8 сделаны до хода 10. Ход 19 перед защитой 21 сделан вовремя. Чтобы убежать, белые играют еще одно цукэ 22. После хода б.32 кажется, что белые вывели свои камни наружу. Оба хода ч.33 и б.34 прекрасны. Ход 35 форсирует последовательность 36-38. Ходом 39 черные готовят следующую атаку. Ход ч.41 в высшей степени сомнителен. Дальнейшая борьба продолжалась около 50 ходов. ЗадачиЗадача 1. Вместо хода 41 на Д.2. черным следовало играть тэнуки, тогда они, вероятно, выигрывали партию. В каком месте нужно было играть? Задача 2. Ход 1 выносит приговор отмеченным камням. Если белые играют «А», то ход ч.«В» захватывает группу. Если ход белых, то как они могут сохранить свои камни?
Игра го. го в интернете.. Го, война и мир. Анализ го партии между двумя молодыми профессионалами. Стратегические концепции го. адзи. Задачи на жизнь и смерть в го. Главная -> Статьи |