Главная ->  Статьи 

 

Задачи на жизнь и смерть в го


На прошлой неделе мы обсуждали, почему важно не доигрывать все варианты, особенно не наносить атари при первой возможности. Почему? С теоретической точки зрения очень естественно нанести атари, …

Если вы можете захватить камень, которому нанесли атари, то обычно вас не ждут проблемы в будущем, но если ваш соперник может убежать этим камнем, то это означает, что вы уже исчерпали свои возможности.

Давайте посмотрим, как этот принцип работает в задаче прошлой недели.

sol1,refe1

S.1. Последовательность ходов 1 и 3 правильная. Если белые отвечают 2 и 4, то ходом 5 черные захватывают три камня в защелку.

R.1. Если черные ошибутся и сначала нанесут атари1, а потом разрежут 3, то белые несомненно ответят 4. После хода черных 5, если лестница в пользу белых, то ход 6 разрушает позицию черных, создавая миаи «А» и «В». Если лестница не в пользу белых, то у них нет выбора, и нужно играть 6 в «С». Черным нужно соединиться 6, на что последует ответ белых «D». Белые продолжают целиться в «Е». Результат плох для черных.

sol2,refe2A,2B

S.2. Ход черных 1, без атари, правильный. Теперь белым нужно защищаться 2, после чего черные строят форму 3. Ходы «А» и «В» теперь хорошие угрозы черных позиции белых в углу.

R.2A. Играть 1 плохо, т.к. черные должны играть 3 и 5. Теперь белые могут играть «А», ч.«В», б.«С», ч.«D» и б.«Е». Но т.к. это так же помогает и развитию позиции черных в центре, простой ход «F», после 4, хорошая альтернатива для белых. В любом случае камень 1 потерял смысл своего существования.

R.2B. Если после хода 1 белые удлиняются 2, то теперь черные могут нанести другое атари, 3 вместо 4. Ответ белых 4 вынужденный. Далее черные могут играть 5 и 7 в сэнтэ, а потом вернуться к защите 9. Мелочи, можете сказать вы, но эти два хода (5 и 7) стоят более 10 очков в двойном сэнтэ, что означает получение дополнительных 10 очков по сравнению с основным результатом. Напомним, что 70-80 процентов партий профессионалов заканчиваются с победой менее 10 очков.

Теперь видно, почему ход белых 2 так плох. По крайней мере, белым следовало играть «А».

Утрата возможностей

Д.1. Еще одно джосэки, в котором мы можем видеть подтверждение этому. Ходом 8 белые могли бы сыграть атари с любой стороны к камню 7, но вместо этого сыграли тэсудзи 8. Черные теперь должны удлиниться 9, после чего высовывают голову 10. Теперь и черные, и белые определяются со своими позициями 11 и 12, соответственно.

dia1-3

Д.2. Что произойдет, если белые сыграют атари 2? После этого им нужно будет защищаться 4, но этот ход провоцирует ответ 5. Чтобы предотвратить запечатывание группы в углу, белым приходится играть 6 и 8, но черные более чем довольны и строят территорию по пятой линии на левой стороне. Ограниченный краем доски отмеченный камень уже погиб. Этот результат настолько плох, что вероятно, ведет к проигрышу партии.

Д.3. Вас может удивить результат удлинения черных 3 к центру на Д.2. Помните, что у белых есть две возможности нанести атари. В этом случае они выбрали другую возможность, т.е. нанесли атари 4, после которого смогли сыграть 6 и 8 в сэнтэ, с целью вернуться 10. Черные тоже должны защитить свою позицию 11. 12 хороший прочный ход белых, который делает два камня черных бесполезными.

Д.4. Еще один пример джосэки в котором обычное атари не играют. До хода 17 (который можно делать и в «А», и где-то поблизости) формируют позицию. Когда черные играют ханэ 5, белые устраивают обмен 6 на 7 и играют 8, готовя потенциальное двойное атари 9. Следовательно, черные должны защититься 9 сами, после чего ход 10 выводит группу из окружения. Черные устраивают обмен 11 на 12, а затем играют 13, что создает угрозу нанесения многих атари, но реально они не будут осуществлены. Обмен 13 на 14 гарантирует сэнтэ хода 15.

dia4-6

Д.5. Если вместо стильного хода 8 на предыдущей диаграмме белые наносят атари 8 и 10, то будут отрезаны от внешнего мира. Белые теперь вынуждены играть 14, чтобы предотвратить сэнтэ ход черных в эту точку. Получив сэнтэ, белые могут играть 16, или «А», или где-то в этом районе, но прочность черных подавляющая, а камень 8 практически не живой. Это плохой результат для белых.

Д.6. Можно привести аргумент, в котором после хода б.8 черные могут удлиниться 9 и получится то же самое. Получится позиция, похожая на Д.5, но теперь белые разрежут 14 (не 15). Сначала черные должны соединиться 15, построив плохую форму пустой треугольник, что сделает отмеченный камень почти ненужным. Затем белые двинутся наружу 16, черные защитятся 17, а белые смогут сыграть 18. Теперь позиция черных разделена, и они остались с двумя слабыми группами. Это беда для черных.

prob1,2

Задача 1. Ход черных. Им нужно защитить угол, и конечно же, в голову приходит последовательность ч.«А» б.«В» и ч.«С». Однако, белый камень в «В» нанесет ущерб отмеченному камню черных. Как играть черным?

Задача 2. Черные начинают и вырываются в центр.

 


Дзэн и го

Когда человек начинает заниматься го он сначала пытается захватить как можно больше камней. Но когда игрок становится сильнее, эта цель отбрасывается в пользу окружения камней соперника на расстоянии. Следующая стадия – построение собственной территории, с одновременным уменьшением территории противника. Но даже с учетом этих целей прямое столкновение остается основой для битвы за сферы влияния и территорию.

Для эффективной борьбы и способности «видеть» позицию кроме восприимчивости ума и положительной мотивации требуются навыки, знание технических приемов и постоянная практика. Нет лучшего пути для усиления собственной способности к счету позиции и способности определить лучший ход в партии, чем решение задач цумэ го, в которых часто встречаются запутанные ситуации жизни и смерти. В результате это изучение приведет к тому, что на любой стадии игры каждый ход будет рассматриваться с точки зрения общей позиции на доске.

Это требует подхода похожего на дзэн, в котором человек концентрируется в конкретный момент, а не живет в прошлом или фантазиями о будущем. Это выглядит просто, но достижение этого состояния даже на одну минуту серьезная задача. Благодаря медитациям дзэн можно улучшить способность концентрации при игре в го.

Замаскированная атари-приманка

В статьях последних двух недель я указывал, что когда у камня остаются две степени свободы (дамэ) противник может уменьшить их до одной, угрожая захватом камня следующим ходом. Эта ситуация называется атари. Но хотя это и привлекательно, игрок должен соблюдать осторожность при совершении таких ходов, т.к. он теряет возможность нанести атари иным способом. Лучше дважды подумать, перед тем, как нанести атари.
Посмотрим на некоторые примеры.

Д.1. Ходом 1 белые пытаются захватить угол.

Д.2. Если черные хотят освободить свои камни, то они могут играть 2. Если белые ответят 3, то у черных есть роскошное тэсудзи 4. Если белые ответят 5, то последовательностью 6-8 черные захватывают камень, который был разрезающим.

Д.3. С другой стороны у белых есть возможность сыграть 5. Но теперь черные играют 6. Белые вынуждены захватить 7, а черные захватывают важный разрезающий камень ходом 8.

Заметим, что на Д.2 и Д.3 последовательность ходов черных 6 и 8 изменена. Иными словами, черные наносят атари только в тот момент, когда точно знают, что это правильное атари.

Д.4. Теперь, применим тот же принцип к иной ситуации, когда кажется, что отмеченные камни попали в неприятную ситуацию после хода белых 1. Сравните эту форму с формой на Д.1 и попытайтесь найти слабость в позиции белых.

Д.5. Как и на Д.1, у формы белых недостаточно дамэ. Ход черных 2 правильный. Если белые попытаются предотвратить соединение 3, то черные соединяются ходами 4 и 6.

Д.6. На этой диаграмме на ход черных 2 белые отвечают 3. Но теперь черные играют 4. Ходу белых «А» черные противопоставят «В». Если белые «С», то хорошим ответом будет «D». Затем белые могут захватить отмеченный камень черных, но этот камень не столь важен.

Д.7. Ходы 1 и 3 – комбинация тэсудзи. Можно было бы вместо 3 играть «В», но такой ход выглядит медленным. Белые могут нанести атари «А» и «В», какое выбрать?

Д.8. Ходы 4 и 6 ведут белых в ловушку расставленную черными. Белым следует захватить один камень, но после хода черных 7, белые должны закрыть ко ходом 8 в 1. Теперь черные могут соединиться 9, сильно ослабляя отмеченный белый камень. Если белые сыграют 4 в 6, то черные ответят 7, белые пробьют 4, за чем последует ответ черных 5. Это только изменит последовательность ходов, но результат получится тот же самый.

Д.9. Таким образом, в большинстве случаев простое распространение 4 не дает черным шанса улучшить свою позицию. Черные построят форму ходом 5, белые займут жизненно важную точку 6 и пригрозят разрезанием. Если черные защитятся 7, то ходом 8 белые отхватят большую территорию в углу, одновременно лишая черных базы. Это приблизительно равный результат.

Решение задач от 19 августа

S.1. Ход черных 1, который угрожает пробиванием ко и одновременным атари на два камня правильный. Ход белых 2 медленный, ответ черных 3 прочный. Теперь ходом 4 белые захватывают отмеченный камень черных, но прекрасный ход 5 полностью использует жертву отмеченного камня. У белых нет выбора, кроме хода 6, и теперь ход черных 7 становится хорошим. В дальнейшем ход черных «В» будет опасным. Заметим, что черным не надо наносить атари «А» вместо хода 7. После соединения белых черные все равно должны будут соединиться 7.

R.1. Ответ белых 2 намного лучше чем на предыдущей диаграмме. Если теперь черные сыграют 3 и 5, то ходом 6 белые превращают свою позицию в стенку, слегка придушив отмеченный камень черных.

R.2. Черные могут играть 3 и 5 заставляя белых строить плохую форму, потом соединиться 7. Белые смогут захватить один камень ходами 8 и 10, но ходы 9 и 11 тоже сильные за черных.

S.2. Ход черных 1 (без всяких атари) лучший. Белые не могут играть 4 немедленно, из-за двойного атари «А». Ход белых 2 кажется лучшим, но даже если черные просто соединятся 3, то после б.4, ч.5 (опять без атари) и ч.7 черные вырываются из изоляции.

Задачи

Задача 1. Три камня черных у края доски в опасности. Можно нанести атари «А» или «В». Но прежде чем играть в эти точки подумайте, может быть есть ход лучше?

Задача 2. Белые только что отрезали отмеченный камень. Ни атари «А», ни атари «В» не выглядят достаточно хорошо. Как следует играть черным?

 



 

Игра го. го и бизнес .. Игра го. го в европе. Игра го. международные турниры. Го турниры. Кубок фудзицу.

 

Главная ->  Статьи