Главная ->  Статьи 

 

Чемпионат мира по го среди любителей


В прошлом месяце в городе Сендай прошел 22й Чемпионат Мира по Го среди любителей, на котором собралось рекордное количество игроков. 56 любителей из такого же количества стран соревновались в турнире из восьми туров. Фаворитами были, как обычно, Япония, Северная Корея, Южная Корея и Китай. Известно, что Сакаи Хидэюки регулярно обыгрывает профессионалов средней силы и иногда вырывает победу у профессионалов 9-го дана, поэтому его восемь побед и первое место в турнире не были неожиданностью.

Ho Gil Pak из Северной Кореи и Mal-Eun Saem Hong из Южной Кореи заняли, соответственно второе и третье места с семью победами. Игроки, занявшие места с четвертого по восьмое имели по шесть побед. Четвертое место у 14-ти летнего Zhen Yu Zhou из Китая. Пятым стал Say Boon Ng из Сингапура, а почетное шестое место досталось игроку из Нидерландов Geert Groenen , лучший результат среди неазиатских игроков. За ним следуют David Schoffel из Германии и Ion Floresco из Румынии.

В целом уровень турнира сильно вырос. Нынешние сильнейшие игроки чемпионата могли бы дать один камень форы победителям турнира 10 летней давности.

Такэмия Масаки, главный судья, сказал, что как только европейские игроки научатся правильно выбирать направление игры, так они смогут пробиться в верхушку турнира.

Чувство направления

Это партия четвертого тура между Сакаи Хидэюки, представителя Японии и Zhen Yu Zhou из Китая. Последний играл черными камнями.

Д.1 (ходы 1-53). Я полагаю, большинство профессионалов подтвердят, что партия была решена ходами на этой диаграмме. 14-ти летний Zhou показал свою неосведомленность в фусэки (начальная стадия партии). Первая загвоздка в ходе 9, известном как косуми Сюсаку. Локально хороший ход, но в комбинации с 7 эта стратегия вызывает сомнения, из-за разделяющего вторжения 22, которое белые осуществили, дождавшись нужного момента.

R.1. Обычно играют клещи в районе 1. Если белые играют 2, то последовательность до 11 начинает борьбу. Что бы ни случилось, положение двух отмеченных камней делает борьбу выгодной для черных.

R.2. Есть и альтернатива. Если белые выберут старомодное косуми 2, то ход 3 будет как раз в точку. Ходы до 15 – джосэки, но снова отмеченные камни черных оказываются в правильном месте.

R.3. Ход черных 11 в партии лучше было бы сделать в 1 на R.3. Черные защищают правый угол 3, создавая небольшое давление на белые камни на правой стороне. Это проявится позже, когда белые вторгнутся в область черных внизу. Ходы до 20 – только один из возможных примеров. Кстати, ходы 16 и 18 создали черным несколько стесненную позицию.

R.4. Когда белые вторгаются 1 (22 в партии), черные в первую очередь сыграют ёсумиру (пробный ход) 2. После ответа белых 3, черные могут играть 31-45, как на Д.1, что дает много территории, но болезненно в том случае, когда белые получают прочную позицию. В ответ на 4 ход 5 как раз то, что нужно. Теперь черные могут попытаться сыграть 6 и так далее, но после хода 27 возникают сомнения в правильности такого выбора. Белые могут сделать ход на левой стороне отхватывающий большой ломоть территории или «В», начинающий жестокую атаку.

R.5. Нет гарантии того, что белые сыграют 7 на R.4. Ход белых 7 на R.5 хорошая альтернатива. Если черные будут сопротивляться, то обнаружат, что у них после хода 23 возникают проблемы.

Так что лучшее, что могут сделать черные это 27 и 29 на Д.1. Белые справедливо считают, что выиграли первую стычку.

В целом это означает, что конфигурация 7 и 9 не оптимальна.

R.6. Здесь показана хорошая альтернатива ходам 31 и далее на Д.1. Раз уж черные сыграли 1, белые должны укрепиться 2, после чего ход 3 будет хорошим кикаси. Заметим, что теперь ход 5 необходим.

R.7. Если черные переключаются на другую область доски, то белые немедленно атакуют 1-11. Ходы после 12 оптимальны и становятся возможны после того, как группа черных полностью изолирована. Белые получают территорию, одновременно атакуя черных, которые только защищаются. По этой причине, ходы подобные 1 стоят около 30 очков.

R.8. После хода черных 46 на Д.1 обычная идея ответов черных 2 и 4 состоит в создании белым переконцентрированной формы. Ход 5 – один из примеров того, что может произойти. В последовательности до 16 камни 13 и 15 оказываются слишком близко к отмеченным камням белых. Такая форма называется корикатачи или переконцентрация.

Эта партия иллюстрирует, какую важную роль в фусэки играет правильный выбор направление игры, если в го играют на высоком уровне.

refe8,9

R.9. Еще один возможный для белых вариант. После ходов 5 и 7 последовательность до 17 более или менее форсирована. И снова белые получают переконцентрированную позицию.

Естественно, что белые могут ответить на ходы черных 2 и 4 иначе, но в любом случае над ними всегда висит опасность создания переконцентрированной формы.

Я верю, что в отставании черных виноват ход 9. Черные хорошо продолжили эту партию, белые сделали несколько медленных ходов, что привело к тому, что белые выиграли только 3.5 очка.

 


Титул хонинбо. анализ го партии

В 55-ом матче на титул Хонинбо идет борьба между обладателем титула Тё Сондзином, урожденным корейцем, и претендентом О Мэйеном из Тайваня. Организатор этого матча Нихон-киин (Японская ассоциация го) пыталась рекламировать этот матч, но аудитория не вела себя как стадо. На второй день матча пришлось долго ждать появления обычных комментариев.

Такая ситуация возникла не из-за националистических чувств, скорее потому что матчи последних лет проходили между двумя Тё, Тё Тикуном и Тё Сондзином, и ранее привлекали много внимания. Ни один из нынешних финалистов не демонстрирует стиля игры интересного публике. Публика не верила в то, что игроки найдут беспощадные ходы, и будут рисковать в борьбе за жизнь и смерть своих групп. Этот матч интересен тем, что Тё выиграл первую и четвертую партии, а О перехватывал лидерство, выигрывая вторую, третью, и наконец, пятую партии на прошлой неделе. Их шестая партия состоится на следующей неделе и завершит матч, если выиграет О. Если выиграет Тё, то еще через неделю состоится очередная партия. Получилось так, что вторую партию выиграл О, с перевесом в половину очка, а пятую в полтора очка.

Д.1. Это пятая партия матча за титул Хонинбо в которой О Мэйен играл белыми, а Тё Сондзин черными. До хода 22 повторилась партия, которая игралась 30 лет тому назад, когда это джосэки было популярным. Ходами 23 и 24 оба игрока слегка отклонились от проторенной дороги. Борьба до хода белых 36 смотрится естественной, но когда черные попытались заставить белых подчиниться, О вовлек Тё в полноценную борьбу которая не закончилась до хода белых 62. Ходом 63 черные немедленно начинают еще одну схватку, и эта схватка продолжает борьбу по всей доске. Ни один из игроков не задумывается о стратегии, оба скрестили шпаги в борьбе по всей доске.

Партии между этими борцами за призы, может быть, не представляют из себя достойный изучения любителями материал. В сущности, игра чрезвычайно сложна и основана на просчете вариантов, но за такой партией очень интересно наблюдать.

Ответы на задачи позапрошлой недели

S.1. Ход черных 1 правильный, и он лучше всего использует положение отмеченного камня. Если белые пытаются захватить два камня черных ходами 2 и 4, то ходы 3, 5 и 7 становятся изысканными тэсудзи, которые включают в работу все камни черных. Ходами до 12 белые получают жизнь, но черные строят мощную стенку ходом 13.

R.1. Т.к. захват двух черных камней приводит к такому разгрому как на предыдущей диаграмме, белые, вероятно, испробуют другой путь, такой как соединение 2. Ходы до 11 естественны, но теперь черные смогут построить территорию на двух сторонах в тех местах, которые ограничены треугольниками и крестиками. Заметим, что камни белых еще не получили гарантированной жизни.

R.2. Но у белых есть лучшая альтернатива. Вместо того, чтобы пытаться захватить отмеченный камень черных, белым следует пожертвовать свои отмеченные камни, и ход 2 направлен на это. Черные отвечают 3, но в этот момент хорошим ходом становится 4, т.к. черные не могут разрезать 6. После хода 9 белые могут играть тэнуки (ход в другом месте доски). У черных нет хорошей атаки на камни белых, т.к. любой из ходов «А» - «Е» сэнтэ для белых (черные должны на них ответить). У белых нет формы для построения глаз, а черные получили прибыль на обеих сторонах, так что результат удовлетворяет черных.

S.2A. В ответ на вопрос о том, как разъединить отмеченные камни белых черные ходом 1 показывают фокус. Если белые играют 2, самый естественный ход, то ходом 3 черные ставят белых в неловкое положение. Если белые настаивают 4, то черные немедленно захватывают камень ходом 5.

S.2B. Если в ответ на ход черных 1 белые играют 2, то черные разрезают 3 и 5.

S.3. Правильным ответом будет ход черных 1. Даже если белые немедленно захватывают этот камень ходы черных 3 и 5 создают дамэдзумари (недостаток дамэ, степеней свободы) белым. Следовательно, после хода 5 белые не могут соединиться 1 и теряют свои четыре отмеченных камня. Как мы упоминали две недели тому назад, если черные играют 3, то белые должны сыграть 1, что дает им шанс разыграть сэмэай.

S.4. Жертва камня 1 – единственный правильных ход черных. Ход белых 2 напрасный, т.к. ходом 3 черные все равно захватывают отмеченные камни. Пожалуйста, отметьте, что два внешних дамэ в отмеченных крестиком пунктах необходимы черным. Если хотя бы одного из них не будет, то черные погибнут.

R.4A. Здесь у черных на одно дамэ меньше, чем на предыдущей диаграмме. Черные могут попытаться захватить отмеченные камни белых, но даже если они добьются этого, играя 1 и 3, …

R.4B. … белые играют 4, создавая черным мертвую форму. Попытайтесь самостоятельно захватить черные камни. Для того, чтобы снять камни черных с доски белым нужно сделать ходы в «А»-«D» (в любой последовательности). Черные могут захватить несколько камней, но белые смогут заполнить все дамы внутри. После хода белых 4, потребуется сделать немало ходов, чтобы реально убрать черные камни с доски. Сколько? (Ответ в конце этой статьи).

S.5. Ход черных 1 в сэнтэ не позволяет белым получить очко в этом месте. Даже если белые продолжают 2, на ход черных 3 придется отвечать 4. Это делает ход черных 1 лучшим ёсэ ходом в данной позиции. Вы можете подумать, что вряд ли стоит бороться за одно очко, но партии профессионалов часто заканчиваются с разницей в половину очка, иногда это очко стоит престижа и сотен тысяч долларов, если речь идет о титульном матче.

S.6. Ход черных 1 сделан в жизненно важную точку. Эту форму нужно запомнить! Если предположить, что произошел обмен «А» на «В» (не приносящий ни одного очка обеим сторонам), то белые получили четыре очка, а черные захватили камень, что принесло им одно очко. Итого три очка в пользу белых.

R.6. Если черные играют 1, то правильной защитой будет ход 2 белых. Теперь черные могут сделать обмен 3 на 4 в сэнтэ. В предположении обмена «А» на «В», белые получили шесть очков, а черные ни одного. Разница с предыдущей диаграммой в три очка. Но черные сделали дополнительный ход. Теперь, играя тэсудзи 1 на предыдущей диаграмме, вы знаете, сколько оно стоит.

Ответ на вопрос, заданный в R.4B: «Для полного уничтожения камней требуется восемь ходов».

 

 



 

Дедукция и индукция в го. Игра го. го и бизнес .. Игра го. го в европе. Игра го. международные турниры. Го турниры.

 

Главная ->  Статьи