Главная ->  Статьи 

 

Тактика го. ханэ


Бегло просмотрев недавний выпуск научно-популярного журнала, я натолкнулся на статью, в которой автор поддерживает то, во что я верю. Сообразительность, о которой шла речь в статье, связана не с количеством нейронов в мозгу, а с количеством синапсов, связей или соединений, через которые по нервам передаются импульсы.

Если мы сравним клетку мозга с компьютером, то мозг будет походить на компьютерную сеть, значительно более протяженную, чем Интернет. В связи скорость и количество соединений важнее, чем фирмы их обеспечивающие, в том числе и Интернет-провайдеры, предоставляющие пользователям различные услуги, количественные или качественные.

В мозгу, при необходимости возникают новые связи между клетками. Существующие связи расширяются физиологически, когда увеличивается количество информации. В противоположность, связи могут отмирать, если нервные импульсы редко проходят по ним.

Хорошо развитые пути неявно выражают тот факт, что одинаковые мысли или действия случаются чаще. Это отражает привычки, хорошие или плохие. Поэтому люди и ведут себя так, как ведут. Но плохие привычки можно исключить. Как отмечают авторитеты, чтобы стать успешным или выдающимся, как личность, которой вы восхищаетесь, следует подражать этим личностям. Этого достаточно для мозга, чтобы изменить мышление.

С этими мыслями мы сегодня начнем с ответов на задачи.

S.1A и 1В. Ход черных 1 твердо придерживается принципа – сначала уменьшить глазную территорию и затем ударить в жизненно важную точку 3. Ходы 5 и 7 – само собой разумеющееся. Даже если белые захватят камень 7 ходом «А» или отмеченный камень черных ходом «В», полученные пункты не станут глазами. Это ложные глаза, т.к. когда-либо белым придется сыграть в этом месте, либо черные смогут сыграть в эти точки, закрыв внешние дамэ.

R.1. По сути эта ситуация аналогична предыдущей. Некоторые могут сказать, что пункты «А» и «В» являются глазами, т.к. белые не могут захватить всю группу одновременно. Но отмеченные камни черных в атари и белые могут захватить любой из них, когда пожелают. Черные не могут предотвратить этого, значит, черные камни погибли.

Смерть в ханэ.

А что такое ханэ?

R.2А. Ход черных 5 – пример ханэ. Это один из способов «обмотать» камень противника. Ход черных 7 называется двойное ханэ – прием, часто используемый сильными игроками. На такой ход боязно смотреть, но посмотрим, как он работает.

R.2B. Ходами 8 и 10 белые могут захватить отмеченный камень, но теперь черные захватывают угол (вместе с двумя камнями). Получилось, что белые захватили один камень, в то время как черные два. Очень часто черные не идут по этому пути, т.к. после хода 14 ход белых «А» становится сэнтэ. Черные проиграли борьбу за влияние в центре.

R.2C. Обычно черные не играют 11 на R.2B, а ходят 1 на этой диаграмме. Если белые играют 2 в 3, то черные возвращаются к варианту предыдущей диаграммы и играют в 11 на ней. Правильным для белых будет захват ходом 2. На атари черных 3 следует соединение белых. Ходом 5 черные получают влияние на центр.

S.2A. Ханэ 1 и 3 – правильные ходы. Ходом 4 белые занимают жизненно важную точку, но ходом 5 черные оккупируют вторую. После хода 7 возникают два пункта миаи «А» и «В». Если белые занимают один из них, то черные ответят во второй.

S.2B и С. Ход белых 2 – обходной маневр, но черные играют 3 и 5, чтобы уменьшить глазное пространство белых, и занимают ключевые точки 7 и 9. Белые погибли. После хода белых 10, вбрасывание черных 11 создает ложный глаз из двух пунктов. Если белые пытаются убежать 12, то ход 13 останавливает их.

S.3A, B и C. Вначале тот же самый принцип уменьшения территории – черные 1. Далее ходом 3 черные занимают жизненно важную точку, а ходом 5 вторую. Ответ белых 6 – самый сильный, хотя и бесполезный. Ходом 7 черные присоединяют камень 5 к внешнему окружению, ход 9 делает то же самое. Такие ходы по первой линии называются «прыжок обезьяны». Последовательность до 23 длинная, но неизбежная. Ход, который действительно тяжело найти черным – 3.

S.4. Прыжком 1 черные лучшим образом уменьшают пространство черных. Ходы до 15 демонстрируют, что белые захвачены.

R.4. Ходами 1 и 3 черные занимают две жизненно важные точки, но ответ белых 4 использует дамэдзумари (камни черных попадают в атари после ходов 5 и 6), что делает ответ черных 7 необходимым и предоставляет белым возможность сыграть 8. Этот ход разделяет территорию на две области, создавая два глаза.

На следующей неделе мы изучим некоторые стратегические принципы.

(Количество значков * в названии указывает на уровень сложности материала. Одна звездочка – для начинающих, пять для самых продвинутых)

 


Сан-рэнсэй фусэки

Наибольшая разница между профессионалом 5-го дана и владельцем титула заключается не в том, насколько точно или глубоко они могу анализировать позицию, но в том, как они выстраивают свои группы перед тем, как начать настоящую борьбу. Место для битвы обычно выбирает владелец титула, он избегает неблагоприятных лобовых столкновений, но в то же время закладывает фундамент для битвы, которая будет выгодна ему.

В двухдневных матчах за титулы Кисэй, Мэйдзин и Хонимбо в первый день часто оказывается сыграными только 30-60 ходов, а не половина партии, которая обычно содержит от 250 до более чем 300 ходов. Причиной этого является то, что игроки выбирают для своих групп благоприятные позиции, так чтобы не оказаться втянутыми во что-то неожиданное, или не оказаться вынужденным к безрассудной игре в области, где противник имеет явное преимущество.

Основы сан-рэн-сэй фусэки

Новичкам и игрокам среднего уровния в случае игры черными я рекомендую сан-рэн-сэй (три в ряд) фусэки, потому что количество возможных вариантов в нем невелико. Используя эту стратегию, вы разовьете чувство баланса, навыки атаки и защиты и научитесь понимать разницу между большими и срочными пунктами.

Диаграмма 1. Это сан-рэн-сэй. Но как такая позиция возникает в ходе игры?


Диаграмма 2. Здесь приведен пример развития сан-рэн-сэй фусэки. Если в ответ на ход черных 5 белые создают симари (прикрывает угол двумя камнями) ходом 6, черные продолжать расширять своё мойо, ограничивая при этом влияние симари белых. Если белые продолжат 8 (с тем же замыслом, с которым черные играли 7), черные укрепят угол ходом 9, угрожая возможностью вторжения в районе A. Белые отвечают, укрепляя угол новым симари 10, уменьшая тем самым опасность вторжения в A, и претендуя на получение очков на левой стороне. Теперь может возникнуть мысль о ходе в районе B, но главной идеей сан-рэн-сэй фусэки является постороение крупномасштабного мойо с тем, чтобы вынудить сопреника к вторжению. Такое фусэки может вызвать чрезмерную тревогу у белых, поскольку мойо черных выглядит огромным и перспективы вторжения сомнительны.


Диаграмма 3. Позиция черных на предыдущей диаграмме слишком хороша, чтобы считать её правдоподобной. Вместо этого, белые могут сыграть 6, чтобы сдержать развертывание черных. Одним из вариантов ответа за черных является ход 7. Белые 8 можно также сыграть на один пункт левее. Черные 9 - следующий ключевой пункт, этот ход приводит к стратегии йон-рэн-сэй (четыре в ряд). Ход черных 11 приходится на границу между черным и белым мойо. Ход 12 белые могут сыграть на один пункт выше - по четвертой линии. Черные 13 - защита от возможного вторжения. Если белые хотят пока воздержаться от вторжения, хорошим ходом для них будет ход 14. Вариути (вклинивание) черных 15 создаёт миаи для построения базы ходом в направлении 16 или, если белые сами сходят туда, ходом в 17. Белые 18 одновременно защищает угол и атакует два черных камня на левой стороне. Черные укрепляют позицию ходом 19 и угрожают вторжением в районе пункта 20. После того как белые защитятся ходом в этот пункт, черные вновь используют полученную возможность для расширения мойо ходами 21 и 23. Результат этого розыгрыша будет приблизительно равным, но любители часто оценивают позицию белых как немного менее удачную, так как они вынуждены вторгаться в мойо черных. Большую роль в силе сан-рэн-сэй фусэки играет психологическое давление, которое испытывает соперник.

Диаграмма 4. После хода белых 6 черные могут также сыграть хасами  7 - это очень популярный ход в последнее время. Существует множество вариантов ответа за белых, из которых стандартными являются ходы в A, B и C.

Диаграмма 5. Если белые вторгаются в пункт 3-3 (также называемый сан-сан) ходом 2, черным следует сыграть в пункт 3, а не в 4, так как черные пытаются построить стену направленную не влево, а на правую сторону и центр. Последовательность ходов до 7 - широкоизвестное джосэки (стандартный розыгрыш угла). Теперь белые могут сыграть тэнуки (в другом месте доски), но черные впоследствии могут сыграть в A, с последующими ходами белые B, черные C. Белые ответят либо в D (это очень неприятный ход, так как является готэ, а угол белых становится очень маленьким), либо могут совершить обмен E на F и G на H, чтобы получить сэнте. Захват сэнте - это конечно же большое преимущество, но то, что черные получают возможность построить такую большую плотность в центре, не позволяет считать это хорошей стратегией

Диаграмма 6. Вместо хода 2 на предыдущей диаграмме, белые могут также выпрыгнуть в центр. Но обмен 2 на 3 дает преимущество черным, так как они получают территорию, а белые - нет. Но все же, такая игра имеет смысл, если белые хотят разделить позицию черных. Последовательность до черные 13 - стандарт. Белые теперь могут сыграть в A, но 14 дает большее влияние на центр. Черные 15 позволяет белым построить симари 16. Вместо хода в 15 можно сыграть в B, нацеливаясь сыграть следующим ходом в 16. Если белые защитятся 16, черные смогут выдвинуться в центр C. Позднее они смогут атаковать группу белых в центре (ходом в D, белые ответят E, на что черные могут отвечать в F, G или H).

Диаграмма 7. Белые 2 часто игрался в последнее время, сперва профессионалами, а позже любителями. Белым удается соединить угол и правую сторону ходами до 8, а также они получают форсирующие ходы 10 и 12. Черные, в свою очередь, получают возможность сыграть 9 и вынуждают белых расширяться в направлении силы черных, что является несколько непродуктивной стратегией. С другой стороны, камни черных 9 и 15 играются свободно и на более открытой стороне, что является преимуществом. Если говорить трезво, то черные получили преимущество, но, если рассматривать позицию с психологической точки зрения, белым удалось разрушить стратегию черных, основанную на сан-рэн-сэй.

В зависимости от своего настроения и того, с кем я играю, я часто выбираю психологическое преимущество вместо реальной выгоды. Причиной этого является то, что по моему мнению, в игре го психология играет не меньшую роль, чем собстенно игровые навыки. Если компьютеры начнут по-настоящему хорошо играть в го, я, возможно, и переменю свое мнение, но сейчас я советую вам попробовать сан-рэн-сэй и посмотреть, что получится.

Задача 1. На диаграмме 5, черному игроку следует играть в 3. Как следует отвечать белым, если он сыграет в 1, как здесь?

Задача 2. На диаграмме 5, вместо хода 6, белые могут также сыграть в 4, как на этой диаграмме. Как бы вы отреагировали на месте черного?

 



 

Игра го. матч на титул кисэй. тактика игры.. Дедукция и индукция в го. Игра го. го и бизнес .. Игра го. го в европе. Игра го. международные турниры.

 

Главная ->  Статьи