|
Главная -> Статьи
Основы стратегии гоВо время завоевания Перу в 1530-е годы конкистадоры Франциско Писарро смогли разгромить большую армию, имея всего 200 воинов. Это в значительной степени объясняется тем, что инки считали испанцев богами. Но воины Писарро имели ещё и оружие, стимул к победе и были обучены ведению войны. Стратегия го сильно связана с военной стратегией, но и тактические приёмы, такие как жертва, тоже применяются в го. В современных приёмах ведения войны серьёзной проблемой для военачальника является логистика и коммуникации. Если подразделение может само поддерживать себя, то это значительно увеличивает его жизнеспособность. Тоже самое и в го, живая группа не будет обузой для других камней или групп, в то время как слабая группа может отобрать ресурсы у других своих групп, иногда до 20 очков. Перед тем как заняться жизненно необходимой тактикой лучшим путём к победе будет эффективное обозначение ваших потенциальных территорий, созданием синергизма между камнями на доске. Другими словами, камни должны помогать друг другу и выполнять разнообразные функции. На Д.1 семь чёрных камней в углу окружили девять пунктов территории. У края доски чёрным для этого потребовалось 11 камней, а для охвата девяти пунктов в центре требуется 15 камней. Мы предполагаем все окружающие камни соединёнными в одну группу. Чтобы подчеркнуть идею, давайте взглянем на несколько живых групп. На Д.2 построены самые маленькие жизнеспособные окружённые группы, которые возможны в разных местах доски. Чёрные использовали только шесть камней в углу. А на стороне им потребовалось восемь камней, в то время как в центре уже нужно десять камней для построения живой группы минимального размера. Ясно, что при ограниченном количестве камней угол наиболее перспективен для получения территории. Следом идут стороны, и за ними центр. Это отражается в игре между профессионалами, особенно в старых партиях. Хорошей иллюстрацией будет партия, показанная на Д.3, которая была сыграна в 1951 году между Хасимото Утаро (Utaro Hashimoto) 9 дан (чёрные) и Сакато Эйо (Eio Sakata) 9 дан (белые). Первые шесть камней предъявляют права на четыре угла. Такие ходы как ч.1, 3 и белые 4, 6 называются симари (форма, закрывающая угол). Они считаются идеальными для обозначения границы территории в углу. Симари чёрных в правом верхнем углу создаёт потенциал для 12 очков территории в углу и может быть некоторых очков снаружи. Иногда мы называем этот внешний потенциал «сферой влияния», и в зависимости от того, чьи камни находятся поблизости, величина этого влияния может возрастать или истощаться. Два эти чёрных камня вероятно «стоят» около 14-18 очков, что эквивалентно 7-9 очкам на каждый ход. Кажется, что симари белых в нижнем правом углу окружает даже больше территории, чем 15 очков, да и влияние вдоль стороны больше. Однако, так как камни расположены дальше друг от друга у них есть присущая такой форме слабость. От искусства игрока зависит правильный расчёт потенциальной территории, которая может быть преобразована в реальные очки. Без объяснений понятно, что раз уж построение симари ценно, значит и предотвращение построения симари противником так же важно. Следовательно, для чёрных будет естественным играть 7 на Д.4 Как мы заметили ранее, сторона имеет следующий за углом приоритет. После построения симари белыми в нижнем правом углу ход б.8 выглядит безукоризненным. Это не только расширение от симари белых внизу, но и противопоставление влиянию чёрного симари сверху. Получается, что у хода 8 две задачи, а многоцелевые ходы обычно являются самыми лучшими ходами, так же как и сложными для поиска. Ход ч.9 ещё один многоцелевой ход. Это и распространение от камня в левом нижнем углу, и протягивание руки помощи камню 7 наверху. Ход 9 тоже формирует симари, хотя такое симари не защищает от вторжения белых в точку 3-3. Так же он несёт некоторую угрозу одинокому камню белых 2 (на Д.3). Белые защищаются от этой потенциальной угрозы ходом 10, намечая границу наверху. Важный принцип го – высокая позиция (камни на четвёртой линии) позволяет легко выйти в центр, в то время как низкая позиция (на третьей линии) даёт базу, приводящую в идеале к построению глаз. Теоретически, камни на четвёртой линии позволяют получить больше территории, но у них нет базы, и вторжение противника пройдет легче. Тонкости «за и против» при выборе позиции по третьей или по четвёртой линии зависят от индивидуального стиля игроков. Профессионалы реализуют характерные для каждого идеи через подобные различия. Продолжение этого фусэки (начальная стадия партии) мы рассмотрим в следующей статье. Теперь посмотрим ответы на задачи предыдущего номера.На Д.5 ход ч.1 отбирает предпоследнее дамэ белых, такое положение называется атари. Сопротивление б.2 бесполезно, т.к. чёрные пойдут 3. За ходом б.4 следует захват 5. Чёрные могут так же играть 1 на Д.6. Если белые попытаются убежать 2, то следует ход ч.3. Ходы белых «А» и «В» не увеличивают количество дамэ и чёрные могут ответить «С» или «D» соответственно. Самым сильным сопротивлением белых будет разрезание «Е». Но Чёрные закроют дамэ «А», нанося атари двум белым камням. Что бы ни делали белые, чёрные захватят два белых камня следующим ходом. На Д.7 правильным ответом будет нанесение атари ч.1. Белые могут попытаться убежать, увеличивая количество дамэ до двух, но чёрные снова нанесут атари, уже двум камням. Белые снова пытаются уйти, но чёрные постоянно наносят атари тем же самым способом. Белые никогда не смогут увеличить количество дамэ, их будет не более двух, каждый раз чёрные будут наносить атари снова. В конце концов, все камни белых будут захвачены. Этот способ захвата называется ситё (лестница) и часто встречается даже в партиях профессионалов. Конечно же, на практике ситё не доигрывают до конца. На Д.8 чёрные начинают с атари 1. Даже если белые уходят 2, то следует ход ч.3. Лучшее, что могут сделать белые это форсировать последовательность до ч.9, но при этом теряются белые камни. На Д.9, чёрные сначала разрезают 1, нанося атари камню белых. Белые соединяются 2, а чёрные наносят ещё одно атари 3. Движение к первой линии не продуктивно, как было видно на Д.5. Следовательно, чёрные эффективно захватили белый камень. Ход ч.1 на Д.10 – единственно правильный ход, разрушающий план белых по устроению защёлки, тактического приёма разобранного в предыдущем номере. Даже если белые продолжат 2, чёрные могут захватить два камня и построить два отдельных глаза, что обеспечивает жизнь. Занятия для начинающих проходят по средам с 19:00 в го клубе . Тел. 8 926 208-0501
Ко борьба в гоКуда бы мы ни шли и что бы мы ни делали, мы часто проводим, количественный анализ чтобы сделать качественные выводы. Конечно же, числа используются в точных науках, но теперь статистика проникает и в так называемые гуманитарные науки, в области от психологии до образования, и дает нам больше понимания тенденций и больше возможностей проверять методики. Анализ партии го сильнейшими профессионалами похож на то, как экономисты обсуждают свои интерпретации фактов, встретившихся на их пути. В го, так же как и в экономике и в некоторых психологических экспериментах, участники и наблюдатели меняют свое видение фактов в процессе игры. Так мы приближаемся к истине. Несмотря на то, что профессионалы и демонстрируют смесь стилей своей игры, в го существует два основных стиля: ориентированный на влияние и ориентированный на территорию. В последнее время второй из них находит новых последователей. Удивительно, как точно выдающийся представитель стиля ориентированного на территорию, Ли Чангхо, один из сильнейших в мире го игроков, может оценивать свои позиции на основе расчета в каждой ситуации. Даже под серьезным давлением и в гуще борьбы он может оставаться спокойным и сохранять объективность при оценке потерь на пути к своей цели. В его глазах количество есть качество. Стоимость ко борьбыНа прошлой неделе мы обсуждали, сколько может стоить простое ко. При розыгрыше ко всегда держите в уме его стоимость. Д.1. Это позиция, оценку которой мы просили дать на прошлой неделе. Какова стоимость этой ко борьбы, после того, как белые начали ее ходом 1?В процессе оценки представьте в уме конечную позицию. Д.2. Такова будет позиция, если белые выиграют ко борьбу. Территория белых шесть пунктов («А»-«F») и они захватили 6 камней (камни захваченные в процессе ко борьбы не учитываются), что дает девять очков. Д.3. Это позиция в случае победы черных в ко борьбе. Черные захватили камни «А» и «В», могут захватить «С». Предположим, что белые ответят «D», что не даст белым ни одного очка. Т.к отмеченные камни белых захвачены, точки «Е», «F», «G» принадлежат черным, это принесет еще три очка. Имеем в сумме восемь очков. Добавим 10 очков (пять отмеченных камней белых и пять очков территории) и получим 18 очков в пользу черных. Таким образом, разница в очках в этом месте доски составляет 9+18=27, и если не учитывать некоторые тонкости, такая оценка хорошо согласуется с действительностью. Белым это может стоить трех ходов, значит стоимость каждого из них 7 очков. Вряд ли стоит затевать такую борьбу в середине партии, когда ход стоит 10-20 очков и даже более. Теперь я хочу показать вам задачу прошлой недели с несколько иной стороны. Д.4. Могут ли черные захватить пять камней белых ходом 1? Д.5. Перед тем как играть 5 (1 на предыдущей диаграмме), черным следует отыграть подготовительное тэсудзи 1 и 3. Эта комбинация уменьшает возможности белых при исполнении тэсудзи 19, 12 после первоначального наращивания дамэ 6 и 8. Даже если черные делают медленный укрепляющих ход 9, последовательностью до ч.27 на Д.6 и Д.7 черные выигрывают сэмэай. В реальной партии черные не заметили тэсудзи 1 и 3, начали сэмэай без него. На Д.8 показано развитие событий в реальной партии. В результате получилось сэки, ситуация в которой ни одна сторона не может захватить камни противника. Но в действительности ситуация ужасна для белых, т.к. они не получили территории в углу, в то время как черные построили внушительное влияние, дорогу к довольно простой победе. Д.9. Белые хорошо просчитали показанный вариант. Могло получиться двух шаговое ко (черным нужно сделать два приближающих хода «В» и «С»), но белые испугались угрозы, которая постоянно висела бы над ними, т.к. черные могли начать ко в «А» в любой момент. Это ко стоит 17 очков для белых, а для черных около 24 очков. Камни белых слева тоже окажутся в неприятном положении после проигрыша ко. Это был бы хороший результат для черных. Это чрезвычайно сложная задача профессионального уровня, и если вы смогли уследить за объяснением, то я вам аплодирую. На Д.10 показаны ходы 1-28 из третьей партии 24-го матча на титул Мэйдзин между Тё Тикуном и Ёдой Норимото. Для справки, черные потратили на размышление над ходом 21 один час и 23 минуты. Ходы 22-28 готовят ко. Как го профессионалы играют подобное ко? Д.11. Черные могли соединиться следующим ходом, но вместо этого выбрали ко борьбу и разрезали 29. Интересно, что белые не пробили ко немедленно (они могли сделать это вместо хода 30). В сущности белые потеряли инициативу, и ходом 31 черные заставили белых защищать угол. Черные глубоко выдохнули от мысли о том, что им нужно защищать группу на правой стороне. На следующей неделе мы увидим как черные получили прибыль Ко борьба весьма сложный тактический прием, особенно, когда ее результат не сразу сказывается на очках. В данном случае сильнейший японский го профессионал допустил две ошибки в одной ко борьбе. Задача 1. Как белым перехватить инициативу после разрезания ч.1 (29 на Д.11)? Задача 2. Ход 36 (на Д.11) был еще одной ошибкой. Как надо было играть?
By Rob Van zeijst
Игра го. комплекты для игры го.. Игра го. женщины в го. Игра го. чемпион мира.. Го и образование. Игра го. легенды о возникновении го.. Главная -> Статьи |