Главная ->  Статьи 

 

Фусэки сюсаку


Из всех публикаций о го на английском языке несомненно самой проникновенной является книга «Непобедимый, партии Сюсаку» (Invincible, The Games of Shusaku) подготовленная Джоном Пауэром (John Power). Это произведение впервые опубликовано в 1982 году и рассказывает о жизни и о партиях знаменитого гения мирового го Сюсаку Кувахара (Kuwahara Shusaku, 1829-62).

Сюсаку был выдающимся игроком золотого века классического го в Японии. Он четко доказал свое превосходство установив рекорд – 19 подряд выигранных партий в замковых играх. Именно благодаря патронажу властей, которые наслаждались игрой в период Эдо, Япония оторвалась далеко вперед от остальных стран в которых играли в го (Китай, в котором, скорее всего, и возникла игра и Корея). Превосходство, которым Япония наслаждалась до самого последнего времени, происходит именно от прогресса достигнутого в период Эдо.

И в настоящее время партии Сюсаку изучаются всеми, кто серьезно занимается го. Самым большим вкладом Сюсаку в развитие го был его подход к анализу позиции на всей доске и разработка основ фусэки, или первых ходов в партии го.

Фусэки Сюсаку

Термин «фусэки Сюсаку» относится к конфигурации 1-3-5 приведенной на Д.1. Не Сюсаку впервые применил эти ходы, но он развил систематику, усовершенствовал это фусэки и добавил свои собственные варианты, поэтому данное фусэки и стало обрело его имя. После какари (подход к камню противника в углу) 4 и 6, черные играют 7, чтобы подготовить ходы «А»-«D». Что делает эти ходы столь хорошими?

Д.2. Предположим, что белые игнорируют ч.7 и играют 8, чтобы не дать черным закрыть левый нижний угол. Черные играют 9, это и распространение от своих отмеченных камней, и клещи на отмеченный белый камень. Ответ б.10 естественный, т.к. у них нет возможности для прыжка через две линии для устройства базы. Ходом 11 черные защищаются, одновременно ограничивая возможности развития камня 8 в этом направлении. После хода 10 белые хотят контратаковать камень 9 ходом в районе «А». Однако, из-за присутствия отмеченных камней такой ход будет скорее вторжением, чем атакой, т.к. создаст слабую группу.

По этой причине, как показано на Д.3, белые свой третий ход (б.6 на Д.3) совершают на одну линию выше, чтобы обеспечить сильный дрейф в центр, делая свой камень менее подверженным атаке. Теперь, если черные играют 7, белые 8-12 создают устойчивую базу, одновременно нейтрализуя часть целей хода 7. У черных остается возможность построить симари 13 (закрыть угол), белые отвечают тем же 14, но теперь ходом 15 черные достигли первоначальной цели хода 7. Один из вариантов для белых – убежать камнем 4, но построение мойо слева ходом 16 подходящий и выполнимый путь. Ходом 17 черные еще не окончательно захватывают правый верхний угол, но строят прочную позицию.

В настоящее время вместо косуми (ход по диагонали) черные обычно играют хасами (клещи) 7 на Д.4. В зависимости от ответа белых, черные теперь могут естественным образом развить свои камни для атаки камня 6. Например, ходы 7-11 джосэки, или стандартный розыгрыш в углу, но ход 11 несет двойную нагрузку. Одновременно это и распространение от камней 1, 9 и клещи к камню 6.

Были разработаны и улучшены многие варианты, но фусэки Сюсаку остались фундаментом современного го.

Решение задачи предыдущего номера

S.1A. Черные ходят в ключевую точку 1. Может быть вам не сразу видно, что камни белых захвачены, но у них нет способа построить два глаза. Следовательно, белые играют в другом месте доски. Если это нужно, то черные играют 3-7. В этот момент белые могут захватить четыре камня черных.

S.1B. И снова ход 1 в ключевую точку.

S.1C. Теперь совершенно ясно, что белые проиграли и их группа потеряна.

Отличительной чертой этого захвата является большое количество ходов, которое может потребоваться для окончательного пленения. Как правило, мы говорим, что лучше иметь глаз, чем не иметь его, и что чем больше размер глаза, тем больше степеней свободы. Попробуйте использовать эту частицу мудрости при решении сегодняшних задач.

Задача 1. Черные начинают и захватывают отмеченные камни.

Задача 2. Белые пошли 1. Как белые, так и черные отмеченные камни окружены. Тем не менее, черные могут захватить камни белых. Как им действовать? (Подразумевается, что камни черных отмеченные буквой «А» безусловно живы).


Го турниры

В этом году (2000) ежегодный го турнир Инга проходил в Хельсинки. Несмотря на то, что расстояние между городами Финляндии велико, люди с удовольствием проезжали по 600 километров на машинах, чтобы в выходные сыграть в го. Это происходило благодаря общественному мнению, говорившему о том, что го совершило набег на Финляндию, и турнир Инга, с сильнейшим составом, когда-либо собиравшимся в стране, преподнесет достаточно неожиданностей для того, чтобы телевидение обратило на него внимание и показало игру в вечерних новостях.

Инг Чан Ки (Ing Chang Ki), который недавно скончался, был деловым магнатом на Тайване и энтузиастом го, который хотел свою счастливую судьбу объединить со спонсорством игры го. Его Фонд Инга проводит турниры, выпускает специальные часы, камни и чаши для камней, при помощи которых пропагандирует свой взгляд на правила го и китайский метод подсчета очков. В этом методе больше внимания обращается на живые камни и меньше захваченным камням. К счастью, в большинстве случаев результат не зависит от примененного метода подсчета.

Одной из особенностью Кубка Инга является то, что иностранцы, живущие в Европе, так же как и европейцы, живущие в других частях света, могут играть в нем. Этим объясняется то, что Ли Хёк (Lee Hyuk), кореец живущий в России, выиграл турнир с прекрасным результатом в шесть побед из шести партий. Вторым был Александр Динерштейн, 19-ти летний россиянин, который жил и учился в Южной Корее уже три года как инсэй (претендент на звание профессионала). Шесть игроков разделили третье место, среди них бывший профессионал и два бывших инсэя.

Сэмэай

На прошлой неделе мы говорили о сэмэае, типе позиции, которую, в той или иной форме, можно встретить почти в каждой партии го.

На Д.1 показана одна из турнирных партий, в которой разыгран сложный вариант Тайся джосэки. Даже сильнейшие го профессионалы не знают полностью все варианты этого джосэки. В задаче 1 показана позиция из этой партии в одном из углов. Могут ли черные захватить отмеченные камни белых и выиграть сэмэай между отмеченными камнями? Это чрезвычайно сложная задача, содержащая несколько тэсудзи (хороший локальный ход), требующая глубоких знаний и умения считать варианты на уровне профессиональных игроков. Мы попробуем разобраться с ней на следующей неделе, обсудив несколько тэсудзи.

Перед тем, как приступить к задаче, давайте повторим, как работает сэмэай.

Д.2. Каждая из отмеченных белых и черных групп имеет по четыре степени свободы. Следовательно, тот, кто ходит первым, тот и выиграет сэмэай – соревнование в скорости захвата.

Д.3. Если первыми ходят черные, то они выигрывают 1-7. Обратите внимание, что в первую очередь закрываются внешние дамэ (степени свободы), а общие дамэ в последнюю.

Теперь обратимся к задачам прошлой недели.

S.1. Построение глаза ходом ч.1 – правильный ответ. После получения глаза черные уверенно лидируют по количеству дамэ. Если игроки начнут играть сэмэай, то после ч.11 становится ясно, что белые не могут его выиграть, т.к. для захвата черных им надо занять все пункты «А»-«D» и нанести атари самим себе, после чего черные захватят ходом «Е». Ситуация, когда в сэмэае у одной стороны есть глаз, а у другой его нет, называется мэ-ари-мэ-наси. Это тэсудзи работает только в том случае, когда есть общие дамэ.

Теперь посмотрим на R.1. Черные сразу начали занимать внешние дамэ белых. После ч.15 ни одна из сторон не может играть в этом месте и получилось сэки.

S.2A. После хода отмеченным камнем правильным ответом будет ход ч.1. На S.2B-S.2D показано, что произойдет дальше.

S.2D. У белых осталось только два дамэ – «А» и «В», и даже если белые сыграют 14 черным нет необходимости отвечать. В этом сэмэае Черные с запасом лидируют по количеству дамэ. Эта ситуация в которой у одной из сторон размер глаза больше чем у другой. Итак, три основных правила:

1. Начинай закрывать дамэ с внешней стороны.

2. Если есть возможность, то строй глаз.

3. Пытайся получить глаз большего размера, потому что противнику потребуется сделать много ходов для уменьшения размера глаза.

Иногда есть возможность нарастить количество дамэ или количество приближающих ходов.

На Д.4 показан сэмэай, в котором у черных три дамэ, а у белых четыре.

Д.5. Черные ходят первыми 1, и белые отвечают 2. Теперь черные начинают сэмэай. Заметьте, что белым необходимо захватить 6, прежде чем они смогут сыграть 8. По этой причине белым необходим дополнительный (приближающий) ход, и черные выигрывают сэмэай.

Задачи 2 и 3. Белые начинают и выигрывают сэмэай.



 

Захватывай инициативу. Игра го. партия атомной бомбы. Игра го. матч на титул кисэй. тактика игры.. Дедукция и индукция в го. Игра го. го и бизнес ..

 

Главная ->  Статьи