Главная ->  Статьи 

 

Игра го. го в европе


На протяжении последних десятилетий го становится всё популярнее на Западе, особенно в Соединённых Штатах Америки и в Европе. В США сейчас более 120 го клубов, почти в каждом штате, а в Европе Европейская федерация го объединяет организации го как восточной, так и западной Европы.

История го в Европе началась в 1900 году с образования кружка го в военно-морском клубе в порту Пуле на берегу Адриатического моря, Хорватия. Этот клуб работал весьма активно, набрал около 200 членов, и отсюда игра распространилась через Хорватию в Словению и Австрию. После Первой Мировой войны от клуба осталось только ядро из 12 игроков, но они регулярно собирались в Вене приблизительно до 1939 года.

Тем не менее, го обосновалось и в Германии. Немецкий инженер Отто Коршелт (Otto Korschelt), который научился играть у Хонинбо Сюсо (Honinbo Shuso) во время своей работы в Японии, опубликовал статью об игре го в немецком журнале приблизительно в 1880 году. На основе этой статьи около 1908 года были изданы две книги для начинающих. Приблизительно в это же время профессор Л. Пфаундлер (L. Pfaundler) начал издавать журнал Deutsche Go Zeitung. Но у журнала оказалось не более 50 читателей, и он прекратил свой существование приблизительно через год, после публикации десятого номера. Но в 1920 году Бруно Ругер (Bruno Ruger) возобновил издание в Дрездене. Журнал издавался вплоть до 1943 года и доставлялся почти во все группы любителей Германии и Австрии. В 1937 году была организована Ассоциация Го Германии. Это была первая официальная национальная организация го, основанная за пределами Азии. В 1938 году прошёл первый Чемпионат Европы по го.

Вторая Мировая война практически прекратила мероприятия связанные с го в Европе, но в 1953 году клубы го возродились в Нидерландах и в Англии, и возникли достаточные полномочия для проведения ежегодных Европейских Го конгрессов. В 1958 году был возрожден Чемпионат Европы по го, как часть Европейского Го конгресса, и с тех пор он проходит ежегодно. С 1960 годов го клубы возродились в Югославии, а в 70х во Франции, Швейцарии и Дании. На сегодняшний день в го играют в 27 странах восточной и западной Европы. В каждой из этих стран проходит национальный чемпионат, а победитель обычно получает право поехать в Японию, чтобы представить свою страну на Чемпионате Мира по Го среди любителей.

Ответственность за мероприятия по игре го в Европе несёт Европейская Федерация Го. Самый большое и важнейшее европейское мероприятие – Европейский Го Конгресс, который включает в себя Открытый Чемпионат Европы по го. Он проходит каждый год в последнюю неделю июля и в первую неделю августа, собирая около 500 игроков. В этом году (1999) конгресс прошёл в Словакии.

Кроме го конгресса Европейская Федерация Го организует турнир, который определяет, кто из игроков будет участвовать в Чемпионате Мира Фудзицу. Так же проводятся детские и юношеские чемпионаты и много других турниров.

В 1992 году в Амстердаме открылся Европейский Го Центр. Он основан и финансировался Ивамото Каору (Kaoru Iwamoto), дважды владевшим титулом Хонинбо в 40е годы. Этот центр не только место, где любители могут встретиться и поиграть в го, это и основной центр популяризации игры го в Европе. Он издаёт книги для начинающих, материалы для преподавателей, переводит их на 16 европейских языков. Также активно пропагандирует го в начальных школах, что позволяет надеяться на то, что го станет так же популярно в Европе в следующем столетии, как оно популярно в Азии.

Ответы на задачи

В задаче 1 чёрные должны защитить отмеченный камень, если хотят построить живую группу в углу. Правильным ответом будет спуск 1 к стороне на Д.1. Этот ход даёт чёрным пространство, необходимое для построения двух глаз. Белые играют 2, чтобы предотвратить построение чёрными глаза в пункте 5, но теперь критическим пунктом становится 3, куда и ходят чёрные. Последовательность до ч.7 даёт чёрным два глаза, необходимых для жизни, один в районе камня 4, а второй слева от камня 3.

Если белые сразу ходят в критическую точку 2 на Д.2 в ответ на ч.1, то играется последовательность до ч.7. Результат показан на Д.3. Белые не могут занять точку 1-1, т.к. это самоубийственный ход, который запрещён правилами. Это означает, что при случае чёрные смогут захватить два камня отмеченным ходом на Д.4. Должно быть ясно, что у чёрных есть два глаза в точках 1-2 в углу.Соединение ч.1 на Д.5 обычный способ защиты камня на второй линии. Но теперь чёрные не могут построить два глаза после оки белых 8.

В задаче 2 чёрные должны пожертвовать некоторыми камнями для построения живой группы. Ключевым ходом в этой позиции будет расширение 1 на Д.6. Белые захватят два камня 2 и 4, но оставшиеся камни чёрных выживают 5.

Кажется, что xод чёрных 1 на Д.7 сохраняет два камня, захваченных на Д.6, но белые наносят атари 2 и 4. Хотя камень белых левее 5 захвачен, этот пункт – ложный глаз. После б.6 и 8 чёрные не имеют достаточного пространства для построения глаз и их камни погибли.

Ч.1 на Д.8 недостаточно широкий ход. После захвата двух чёрных камней 4, белые играют комбинацию ханэ-оки 6 и 8. Камни чёрных потеряны.

Тактические жертвы в го

Жертва камней часто используется в го для разрушения глазной формы группы противника. Например, группа белых на Д.9 не может построить два глаза, если чёрные будут играть правильно. Обычный ход ч.1 на Д.10 вызывает ответ белых в критическую точку 2. Теперь у белых два глаза, и они безусловно живы.

Правильным ходом чёрных будет жертва камня 1 на Д.11. Этот ход угрожает захватом отмеченных камней, одного сверху и двух слева. Следовательно, белые должны захватить камень ходом 2. А вот теперь атари ч.3 на Д.12 делает пункт «А» ложным глазом, поэтому группа белых потеряна.

Если белые защитятся 2 от атаки чёрных 1 на Д.13, то чёрные захватят два камня 3. Оставшиеся белые камни не могут построить два глаза.



Как учить играть го

Как преподавателю го мне нравится слышать вопросы от учеников. Для студента формулирование правильного вопроса это прекрасный способ наладить контакт и получить обратную связь. Так же это и первый шаг к совершенствованию в игре. Мой любимый ответ на вопрос ученика это встречный вопрос, приблизительно такой: «Как вы полагаете, ответ есть или должен быть?». Иногда это обескураживает и раздражает, но на хороший результат можно рассчитывать. Давая подсказки, я пытаюсь направить учеников на самостоятельный поиск ответа. Иногда ученики находят разные ответы на один и тот же вопрос, и это хорошо.

На самом деле, учеников следует поощрять в поиске ответов, насколько это возможно, начиная с самых очевидных вопросов. После обнаружения ряда возможных ответов следует процесс выбора. Чего будет достаточно? Хорошо ли это? Что лучше? Какой ответ самый лучший? Формулировка вопроса, поиск ответов, распознавание качественной разницы между ответами и выбор в соответствии с требуемым результатом по шкале ценностей это и есть процесс умозаключения.

Но мы пропустили важнейший элемент. Если вы отец, то это будет происходить в вашем доме. Дети, когда они маленькие, будут задавать любые вопросы, которые приходят им в голову, такие как: «А почему это зеленое?». Так что основная проблема в том, что за вопрос задан? А если ученик не задает вопросов, то учитель должен пользоваться методами, стимулирующими возникновение вопросов. Например, можно спросить ученика: «Какой вопрос вы задаете себе в этой ситуации?»

Что касается го, то у меня есть списки стандартных вопросов, которые идеально приводят к возникновению мыслительного процесса, много списков для го игроков разного уровня. Пример простого вопроса: «Здесь можно разрезать?» или «Можно соединить эти камни?» Более сложные вопросы: «Живет или погибла?» или «Какой из ходов больше, этот или этот?» Самые сложные в игре го вопросы: «Этот ход срочный или большой?» или «Если я отдам противнику то, что он хочет, получу ли я от этого прибыль?» Еще одна тонкость – всегда задавайте эти вопросы самому себе и пытайтесь сформулировать правильный ответ.

Еще несколько типов кеймы

Построение базы

На прошлой неделе мы видели, что кейма помогает обустроить базу. Ходы ч.3, б.4 и 6 на Д.1 служат примером этого. Ситуация на Д.2 встречается часто. У черных мойо, и белые вторгаются в него 1. Если черные накрывают 2 (Д.3), то блокируют путь выхода белых в центр, но позволяют белым быстро построить базу обменами 3 на 4, 5 на 6 и 7 на 8. В конце концов, белые очень легко выживут 9-12 и к тому же получат сэнтэ.

Задача 1. Посмотрите на Д.3 и выберите стратегию, которой должны следовать черные.

Задача 2. Еще раз бросьте взгляд на Д.1 и Д.3, и попытайтесь найти правильное место для вторжения черных на нижней стороне.

Атака

Д.4. Ход ч.1 еще один способ применения кеймы, выгоняющий отмеченные камни и одновременно строящий мойо слева. Белые защищаются 2, чтобы не позволить закрыть свои камни у края доски. Черные еще раз играют кейма 3 с теми же целями. Белые еще раз должны защититься 4. Наконец черные закрывают от вторжения свой угол 5 и с нетерпением ожидают большой прибыли. Белые не могут больше откладывать и атакуют кейма 6, уменьшая мойо и непосредственно угрожая ходом «С». К тому же белые могут разрезать «А» и «В», а в случае опасности могут убежать «D» или «Е».

На Д.5 показаны первые 37 ходов профессиональной партии сыгранной в 1970 году между Исидой Йосио черные и Оэда Юсэкэ. Ход 11 – первая значимая кейма. Черные распространились по стороне. Вторая кейма б.22, заставившая черных занять низкую позицию справа и помогающая белым камням 14 и 20 выйти в центр. Основная цель – взять в клещи камни черных. Ход ч.25 – выход в центр с одновременной атакой центральной группы белых. Ч.29 – хорошая кейма, которая дает возможность уверенно развиться по направлению к камню

в правом верхнем углу. Ход б.30 готовит кейму 40, показанную на Д.6. Кейма 36 не прочно, но присоединяет белые камни на нижней стороне.

На Д.6 показаны ходы 38-57. Ход б.38 готовит кейму 40, которая заставляет черных отвечать, что позволяет белым получить контроль над центром. Ходом 45черные пытаются ослабить влияние, которое белые получили в центре, а белые ходом 46 берут в клещи с целью начать борьбу. Ход ч.47 можно было сделать и на один пункт правее, но косуми прочнее чем кейма. Эта прочность сработает позже. Ход 48 поддерживает атаку самым лучшим для этих целей способом – кейма. Ч.51 и б.52 – две кеймы, а ходом 53 черные атакуют слабое место кеймы. К ходу 57 черные смогли разрезать белых на две группы. Вспыхнула сбивающая с толку борьба, в результате которой черные усилили свою группу в центре и получили контроль над правым верхним углом. Урок в том, что кейма очень хороша при атаке, но требует усиления в дальнейшем.

Д.7. Ходом 1 черные начали атаку одинокого камня белых. Это стандартный розыгрыш в углу, джосэки.

Д.8. Вариация розыгрыша с предыдущей диаграммы, тоже джосэки. В обоих случаях черные получили прочность обращенную наружу. Но белые приобрели больше очков от обмена, и черным придется расхлебывать эту кашу. Например, если показанные выше джосэки разыграть в позициях Д.9 и Д.10, то влияние черных погашено отмеченными белыми камнями.

 



 

Игра го в южной корее.. Игра го. разряды и фора.. Игра го. стили игры в го.. Игра го. великие игроки.. Игра го. стратегия..

 

Главная ->  Статьи