Главная ->  Статьи 

 

Го и война


В предыдущей статье я намекнул, что шахматы больше похожи на войну чем го. Но есть много общего между стратегией го и стратегиями войны, даже стратегиями партизанской войны.

В 1960е годы руководитель югославского клуба го пытался получить поддержку для клуба от государства, такую же какую имел шахматный клуб. Он не имел успеха, до тех пор, пока не указал на то, что го имеет более демократичную структуру, чем построенные на феодальных принципах шахматы. Он рассказал чиновникам, что в го все камни равны, и их можно считать партизанами в революционной борьбе. При помощи таких аргументов клуб быстро получил запрошенные средства.

Более 25 лет тому назад книга Затянувшаяся партия Скотта Бурмана (The Protracted Game by Scott Boorman), опубликованная издательством Oxford University Press, произвела сенсацию. Тезис Бурмана состоял в том, что Мао Цзэдун взял Китай под контроль основываясь на тактике и стратегии го.

Есть великое военное классическое китайское произведение 36 стратагем (Sanshiliu Ji), автор и дата написания которого не известны, но исторические источники указывают на время до 500 года нашей эры. Некоторые примеры стратагем из этого трактата:

*Смотри на огонь с противоположного берега

*Подманивай тигра из-за горы

*Захлопни дверь, чтоб поймать вора

*Убирай лестницу, когда противник забрался по ней вверх

*Иногда отступление - лучший вариант

*Перед атакой с востока организуй ложную атаку с запада

В 1990 году один из сильнейших игроков Китая Ма Сяочун написал книгу озаглавленную Sanshiliu Ji Yu Weiqi. В переводе эта книга названа Го и 36 стратагем. На английском языке она была опубликована издательством Yutopian в1996 году. В книге Ма привёл примеры из партий профессионалов иллюстрирующие каждую стратагему. Примеры может быть сложны для начинающих, но я приведу простую позицию, показывающую как можно использовать стратагему «Перед атакой с востока организуй ложную атаку с запада».

На Д.1 у белых две слабые группы, шесть отмеченных камней внизу и три отмеченных наверху.

Сначала чёрные организуют атаку на группу внизу ходом 1 на Д.2. Белые не имеют возможности построить необходимые для жизни два глаза и вынуждены бежать в центр 2 и 4. Чёрные продолжают атаку 5 – ход угрожающий заблокировать дорогу белых к центру. После б.6 чёрные поддерживают атаку нижних камней 7, но этот ход ещё и воздействует на три белых камня наверху. Играя 8 и 10, белые почти совсем убежали в центр, но чёрные ходят 11, демонстрируя истинную цель своей атаки – три отмеченных камня наверху. Теперь эти камни практически захвачены.

Ответ на задачу предыдущего номера

После хода чёрных отмеченным камнем на Д.3 белые (Кобаяси Коити) не могут избежать потери нескольких камней и территории. Кобаяси вынужден был сдаться. Давайте разберём – почему он сдался.

Белые могут сопротивляться, нанося атари 1 на Д.4. Однако чёрные наносят атари 2 трём камням, а затем зажимают 4. После захвата 5 следует ещё одно атари 6. Белые не могут соединиться, играя в то место, где был отмеченный камень, потому что 21 их камень окажется под атари. Следовательно, белые должны играть 7, а чёрные захватывают четыре камня, занимая место своего отмеченного камня.

Если белые защищаются 1 справа на Д.5, то чёрные соединятся 2. Если белые захватят отмеченный камень 3 и 5, то обнаружат, что 15 их камней оказываются под атари, и чёрные захватят их ходом 6 на место отмеченного камня.

Захват отмеченного камня б.1 и 3 на Д.6 тоже не помогает. После соединения б.5 чёрные наносят атари 6 двадцати камням белых.

Самым лучшим вариантом для белых будет последовательность 1 и 3 на Д.7, которая позволит чёрным захватить три камня 2 и 4. Белые захватывают 5, но их потери очень велики, и чёрные выигрывают партию с перевесом более 10 очков.

Матч за титул Хонинбо

После сдачи второй партии 25 мая, Тё Тикун 1-го июня выиграл третью с перевесом в 7.5 очков. Тё лидирует 2:1.



Игра го. легенды о происхождении го

В статье озаглавленной «Земля, Покойник и Мрак » («The Earth, the Dead and the Darkness»), опубликованной Петером Шотвеллом (Peter Shotwell) в летнем номере Go World за 1994 год, приведены интересные идеи о легендах окружающих возникновение го в Китае. Я подготовил пересказ этих идей в двух статьях. Вторая будет опубликована на следующей неделе.

Самая популярная идея говорит о царе Яо (Yao, 2100 год до нашей эры), придумавшем го для тренировки мозгов своего сына идиота Даньцзюя (Danju). Как приличествует древнему королю, у Яо было много сыновей, как и много жён, а Даньцзюй был любимым сыном от первой жены. В действительности Даньцзюй не был идиотом в полном смысле этого слова. Значение иероглифа, описывающего его состояние, правильнее переводить как вздорный, сварливый, драчливый или беспорядочный, неорганизованный, необузданный. Наверное, он ссорился со своими единокровными братьями, которые в дворцовых интригах планировали унаследовать трон отца. Видимо, Яо выбрал способ дать любимому сыну преимущество перед другими при помощи обучения игре го. Имеет ли эта история отношение к возникновению го?

Конфуцианцы династии Хань (Han) рассказывают о Гун-Гуне, министре Яо, нанятом для управления разливом Хуанхэ (Yellow river). Метод Гунн-Гуна не сработал, и министра изгнали из царства. Интересно в этой истории следующее. Этимологический анализ показал, что « Яо» происходит от «гора», а «Гун-Гун» от «вздорный, сварливый» или от «буйный, непокорный». Более того, последнее прилагательное обычно использовалось для описания неистового разлива Хуанхэ. Возможно, конфуцианцы пользовались мифом, в котором Гун-Гун, бог реки, боролся с богом горы Яо, и переложил эту легенду на язык бюрократического обсуждения проблем управления в разных правительствах.

В другой легенде именно Великий Юй (Yu), назначенный Яо, в конце концов взял разливы Хуанхэ под контроль. Попытки Гунн-Гуна и других управлять разливами проваливались из-за использованного метода: устройства дамб вокруг реки. Но дамбы разрушались под напором большой воды разлива, вызывая еще большие затопления. Метод Юй состоял в направлении энергии воды по многим ирригационным каналам, и распределении паводковых вод по ландшафту.

Естественно представить гобан сетью ирригационных каналов. Если линии представить каналами, выставление камня на них будет дамбой для воды. Выставляя всё больше и больше камней (дамб) на линии (каналы) всё больше земли – территории заключённой внутри линий (каналов) – окажется под контролем.

После установления контроля над паводковыми водами Жёлтой реки Юй разделил Китай на девять больших секторов, ограниченных реками по схеме магического квадрата 3х3. Теперь, когда потоки воды контролируются можно увидеть цы, энергию текущую через страну, известную из китайской «науки» геомантии, называемой фэн-шуй, поддерживающей всё живое, активной силы вздымающейся над страной и проникающей в цвета и формы всех вещей окружающих нас. С этой точки зрения гобан можно рассматривать как символическую карту Китая, составленную Юй. В следующей статье я продолжу эти рассуждения о го и геомантии (фэн шуй).

Основы жизни и смерти

В процессе игры го группы камней часто оказываются изолированными. Захват этих камней или поиск пути к выживанию – неотъемлемая часть мастерства опытного игрока. Это мастерство столь важно, что инсэи (стремящиеся стать профессионалами в го) ежедневно проводят по несколько часов за решением задач на жизнь и смерть. В следующих главах я представлю несколько основных приёмов иллюстрирующих минимальные условия для жизни групп.

Для того, чтобы жить, группа должна иметь достаточно пространства для построения двух глаз. Например, при ходе чёрных на Д.1. белая группа из семи камней не имеет достаточного пространства для жизни. Чёрные сыграют 1 и 3 на Д.2. Если белые будут защищаться 2 и 4, то Чёрные поставят камень 5 в критическую точку. Белая группа не сможет построить два глаза и погибнет. В конце партии она будет снята с доски.

На Д.3 белая группа на второй линии состоит из восьми камней. У этой группы достаточно пространства для жизни, даже если ход принадлежит чёрным. Если чёрные играют 1 и 3 на Д.4, то у белых хватает места для построения двух глаз после ответов 2 и 4. Если чёрные вбрасывают камень 5, белые играют 6 и получают два глаза, необходимых для выживания.

Ходы 1 и 3 на Д.2 и Д.4 называются ханэ. Ханэ с последующим ходом в критическую точку (оки) – весьма распространённая комбинация при захвате групп. На Д.5 показана ещё одна позиция, в которой эта комбинация работает.

Сначала чёрные играют ханэ 1 на Д.6. Если белые отвечают 2, то чёрные ставят оки 3, и белые камни не могут построить два глаза. Если белые на ч.1 отвечают ходом 2 на Д.7 в критическую точку, то чёрные играют ещё одно ханэ 3. Теперь у белых только один глаз – пункт ниже камня 2.

Заметим, что важна последовательность ходов. Если чёрные сначала займут пункт внутри территории белых (1 на Д.8), то белые ходят 2. Теперь у них достаточно пространства для построения двух глаз. Если чёрные далее играют «А», то ходом «В» белые строят второй глаз.

Существуют и позиции, в которых оки должно предшествовать ханэ. Д.9 – пример такой позиции. Сначала чёрные ставят камень в критическую точку 1 на Д.10, чтобы разрушить глазную форму позиции белых. Белые должны ответить 2, чтобы не дать чёрным соединиться. За этим следует ханэ чёрных 3. Если белые играют «А», то ход ч.«В» предотвращает построение двух глаз. Если белые «В», то ч.«А», что тоже не даёт возможности белым построить два глаза. Если чёрные начнут операцию с ханэ, то белые займут критическую точку 1 и построят два глаза.

Ниже даны две задачи, которые решаются комбинацией ханэ-оки. В первой необходим подготовительный ход, прежде чем применить эту комбинацию. В обеих позициях ход чёрных.

 

 




 

Игра го. го в японии.. Игра го. сильнейшие игроки го.. Игра го. матчи за титулы.. Игра го. комплекты для игры го.. Игра го. женщины в го.

 

Главная ->  Статьи