|
Главная -> Статьи
Игра го. разряды и фора.Система разрядов в го действует следующим образом. Начинающему игроку присваивается 35й кю. Изучая основы техники го, человек очень быстро достигает уровня приблизительно 10 кю. Такое быстрое усиление предполагает, что начинающий учится и играет несколько раз в неделю в течение около 3х месяцев. От 10го до 1го кю прогресс, обычно, сильно замедляется. Превзойдя уровень 1го кю, игрок становится опытным, ему доступны уже все основные понятия го, технические приёмы и стратегические концепции го. Тогда го организация, в которой игрок состоит, присваивает ему 1й дан. Максимально возможный любительский разряд – 7й дан. Совсем не обязательно начинать с минимального разряда. По результатам турнира игроку может быть присвоен разряд, соответствующий его реальной силе. Можно оценить силу своей игры и в тестовых партиях с более сильными игроками. Профессиональные разряды начинаются с первого дана. Максимально возможный разряд – 9й дан. Способ построения профессиональной шкалы сильно отличается от шкалы любительской, и между ними нет прямого соответствия. Считается, что профессиональный игрок первого дана значительно сильнее любителя седьмого дана. В го существует уникальная форовая система, система гандикапа. Она даёт слабому игроку возможность играть со значительно более сильным соперником и выигрывать. Игроки одной силы перед началом партии разыгрывают цвет камней, которыми они будут играть. Эта процедура называется нигири (nigiri). Один из игроков набирает горсть белых камней, а второй выбирает один или два чёрных камня. Оба игрока выкладывают эти камни на доску. Если количество и белых, и чёрных камней чётно или нечётно, то игрок положивший на доску чёрные камни играет чёрными. Если чётности не совпадают, то чёрными будет играть тот, кто выкладывал на доску белые камни. Но самое интересное начинается, когда встречаются два противника разного ранга. В этом случае более сильный игрок всегда играет белыми, а фора (гандикап) вычисляется на основе разницы в их рейтинге. Например, один игрок А имеет 1й кю, а игрок В - 2й кю. В этом случае игрок В играет чёрными и, соответственно, делает первый ход. Когда 1й кю встречается с 3им , то слабый игрок получает два камня форы. 2й против 6го – четыре камня, и так до девяти камней форы. Обычно фора больше девяти камней не применяется. Эта система используется в играх любителей всех уровней, как кю-игроков, так и данов. После того, как определено количество форовых камней в данной партии, более слабый игрок выставляет на доску форовые камни в пункты хоси, как это показано на диаграммах. После этого белые делают свой ход. Далее ходы совершаются по очереди. Правило коНа этих диаграммах показана особая ситуация, которая носит название ко (ko). Посмотрим на Д.1. Чёрные, при своей очереди хода, могут захватить белый камень, играя 1 на Д.2. Получится позиция Д.3. Теперь у белых появилась возможность захватить камень чёрных ходом в «а», но это приведёт к повторению позиции, которая уже была на Д.1. Если разрешить подобное повторное взятие, то обе стороны могут бесконечно долго продолжать делать эти ходы, и партия никогда не закончится. Для исключения подобной ситуации введено простое правило ко. Правило 10: Если одна из сторон захватила камень ко, то другая сторона не может следующим ходом повторить позицию. Го и интеллектуальное развитие детей.То, что игры помогают развивать интеллектуальные способности детей, оценили не так давно. Ряд исследований, проведённых на западе, показал, что игра в шахматы не только ускоряет раннее развитие интеллекта ребёнка, но также улучшает социальное развитие и вносит вклад в общее положение ребёнка среди сверстников. К сожалению, все эти исследования проводились в западных странах и не принимали во внимание игру го, которая сильнее всех остальных воздействует на интеллект. Каким образом игра повышает образованность ребёнка? Ряд японских психологов проводил широкие исследования детей, играющих в го. Их исследования привели к уверенности в том, что врождённые способности лучше развиваются у тех, кто играет в го. Согласно данным одного из исследований, проведённых университетом Чиба (Chiba University), стратегия го имеет глобальный охват, т.е. действия в одной части доски влияют на всю доску. В противоположность этому образ мысли ребёнка узок. Но когда ребёнка учат играть в го, он быстро развивает видение всей доски в целом и переносит это умение на повседневную жизнь. Исследователи также указывают, что чем раньше начать учить ребёнка, тем лучшего результата можно достичь. Видимо, лучше всего начинать изучение игры с возраста 4-5 лет. В этом возрасте мозг развит только на 65-70%, и влияние на процессы мышления оптимально. И, конечно же, детям нравится играть в го, как и в другие игры. Одной из положительных сторон го и шахмат для развития ребёнка является возможность концентрации внимания. Обычно дети развивают эту способность, делая то, что им интересно. Но существуют два типа концентрации внимания: активный и пассивный. Ребёнок может сконцентрироваться на просмотре любимой телевизионной передачи, но это пассивная концентрация внимания. Играя в игру типа го, он полностью использует возможности своего мозга. Играя, ребёнок должен напрягать свои умственные способности и совершать гигантские интеллектуальные подвиги, чтобы отследить множество вариантов при анализе, представлять в своём воображении гипотетическую ситуацию на доске, и в конечном итоге прийти к выводу, что данный ход будет лучшим. Заметим, что детям нравится совершать подвиги, и игра даёт им такую возможность. Трудно найти другие области, в которых дети используют свой ум с такой интенсивностью, одновременно получая от этого удовольствие. В конце концов, эта способность к концентрации, воспитанная игрой в го, будет использована человеком в других областях деятельности. Играя в го нужно использовать как интуицию, так и аналитические способности. В начальной стадии игры существует столь много вариантов ходов, что ни кто не может взять на себя смелость и сказать, что один ход лучше другого. При выборе хода на этой стадии нам помогают стратегические понятия, но только сильнейшие игроки могут целиком полагаться на свою интуицию. Но партия продолжается, и аналитические способности приобретают всё большее значение. В заключительной стадии способность к расчёту вариантов становится основным фактором. Шахматы – игра скорее аналитическая от начала до конца. По этой причине компьютер умеет играть в шахматы столь хорошо, а в го столь плохо. Чтобы понять значение вышесказанного нужно объяснить некоторые понятия связанные с мозгом человека. Мозг состоит из двух полушарий – левого и правого. Логические и лингвистические способности управляются левым полушарием. Интуитивные сферы деятельности, связанные с музыкой и способностью распознавать сложные образы, контролируются правым полушарием мозга. Когда у человека случается инсульт одно из полушарий обычно страдает больше, чем другое. Проводились исследования игроков го перенесших инсульт. Установлено, что инсульт правого полушария приводит к ухудшению игры в начальной стадии, в то время как в середине игры и в её конце игрок не теряет своей силы. Если поражено левое полушарие, то стратегия начальной стадии остаётся на высоком уровне, а вот в середине игры и в заключительной её части игрок теряет свою былую силу. Из проведённых исследований следует вывод, что дети, которые изучают го, тренируют оба полушария своего мозга, что ведёт к развитию как творческих, так и логических способностей. Пример ко из партииНа основе партии на доске 13х13 приведём пример того, как может возникнуть ситуация ко. После ч.11 на Д.1, белые наносят атари камню 7 ходом 12. Чёрные контратакуют и тоже наносят атари 13. Белые захватывают 14. Результат приведён на Д.2. В соответствии с правилом ко, чёрные не могут захватить отмеченный камень следующим ходом и должны играть 15 в другом месте доски. Пусть чёрные играют 15 на Д.3. Теперь белые могут соединиться 16 и закрыть ко. Чёрные разделяют белых ходом 17 и разрушают территорию, которую первоначально белые застолбили в левом нижнем углу. Этот результат может не понравиться белым. Тогда они сначала защищаются от разрезания ходом 16. Теперь чёрные могут захватить ко ч.17 на Д.4. Теперь белым запрещено брать камень 17 чёрных. Они должны играть в другом месте доски. Такая ко-борьба может существовать на доске довольно долго, прежде чем она разрешится. Победитель определяется общим положением на доске, позицией, которая, как правило, не связана с самой ситуацией ко. Правила игры в го. Анализ партии о мэйена. Анализ партии в го. Основы понятия территории. Игра го. история возникновения игры го.. Главная -> Статьи |