|
Главная -> Статьи
Тактика гоСпутниковый телевизионная станция SKY Perfect TV выделила целый канал для непрерывной трансляции передач о го и сёги. Сильнейшие профессионалы проводят всесторонний анализ и комментируют те партии, которые могут помочь вам усилить свою игру в го или в сёги. Можно записывать регулярную воскресную программу, транслирующуюся по воскресеньям с 6:00 до 6:45 по 12 каналу. Демонстрируется партия недели между двумя относительно молодыми восходящими звёздами. Все участники турнира моложе 30 лет и победа в нём это первая ступень к большим достижениям. Большинство зрителей, у которых интерес к игре не столь велик, смотрят го программу по образовательному каналу NHK с полудня до 14:00 по воскресеньям. Каждая передача посвящена одной партии из ежегодного блицтурнира спонсируемого NHK, в котором сильнейшие го профессионалы Японии тратят на ход не более 30 секунд, что приводит к захватывающим партиям, от наблюдения за которыми перехватывает дух. При таких серьёзных ограничениях во времени случаются ошибки, в результате которых группы по всей доске висят на волоске. Но в действительности большие группы погибают редко, а часто встречаются не самые лучшие ходы. Как профессионалы умудряются играть столь хорошо в таких жестких временных рамках? Они начинают играть в го в возрасте от 4 до 10 лет и вырабатывают интуитивную способность распознавать «формы», умение, которое приходит как результат тысяч сыгранных партий. Говорят, что у некоторых профессионалов такая хорошая память, что они помнят все партии, которые они играли или разбирали. Но некоторые го профессионалы говорят, что не помнят больше 10 партий. Я сомневаюсь в обеих версиях, но знаю, что все профессионалы обладают всесторонними знаниями о формах. И так, что такое форма? Основные формыД.1. Построение формы бамбу или бамбук (два отмеченных камня чёрных стоящих параллельно двум другим камням чёрных, камень 2 и три отмеченных камня) ходом 2 эффективнее, чем соединение на Д.2, где ход 2 не эффективен. Хорошая форма обычно предполагает, что все камни хорошо взаимодействуют друг с другом. Успешна кооперация между камнями или нет, это зависит от цели хода. Д.3. Два расположенных по диагонали чёрных камня соединены из-за миаи «А» и «В». Миаи означает, что если белые пойдут в «А», то чёрные могут ответить «В» и наоборот. Такой тип соединения (по диагонали) называется косуми. Следовательно, для соединения нет необходимости в третьем камне на Д.4. Такая форма называется «пустой треугольник». Сильным контрастом этому является форма на Д.5, где у белых есть камень в точке «А» из Д.3, а чёрные заняли точку «В». Такую форму можно назвать «заполненный треугольник». Эффективна ли эта форма? Да, конечно! У чёрных нет слабых камней. Решение задач прошлого номераS.1. Ход ч.1 эффективно разрезает чёрную группу, т.к. создаёт миаи «А» и «В». У чёрных есть глаз «С» и глаз «D», но их группа разрезана на две и погибнет. S.2. Ходы ч.1 и 3 используют слабость прыжка черных через один пункт и делают точки «А» и «В» точками миаи. Заметим, что если черные ответят 1 в 3, то белые сыграют 2, и миаи возникнет в точках «С» и «D». S.3. Работает разрезание б.1 и 3. На Д.3.А показано, что ход 1 не хорошая идея для белых. В последовательности до 8 белые теряют 4 камня и не отрезают черный камень. S.4. Вторжение 1 – правильный ход. После хода 8 черных получили нечто, но и белые остались довольны. Чёрные могут продолжить «А», «В» или «С». Если белые сыграют «D», то ход ч.«Е» станет важным. В реальной партии нужно быть осторожным с вторжением 1. Если совершить его рано, то влияние белых распространится по всей доске. S.5. Комбинация 1-5 правильная. В последовавшем розыгрыше белые должны были бороться за жизнь и не имели возможности помочь камням в районе «А». Заметим, что чёрные должны правильно защитить свой угол «В», например, играя 27 и 29. Теперь есть уверенность в стабильности группы в углу. На S.5А показано, что произойдёт, если чёрные вторгнутся 1. Ходы до 7 кажутся естественными, но теперь белые имеют сэнтэ после обменов 8 на 9 и 10 на 11, и могут использовать его для занятия большой точки 12. Это приводит к хорошей для белых позиции. Последняя задача была самой сложной. S.6. Ход ч.1 правильный, разыгрывается последовательность до 10. В этой партии ч.9 и 11 хорошее продолжение, которое оставляет группу белых слабой одновременно строя мойо на нижней стороне. Д.6А. Вторжение 1 сначала работает, но последовательностью до 12 белые строят мойо в центре при помощи группы, которая должна была быть слабой. Д.6В. Эта комбинация не приносит чёрным большой прибыли, но немедленно стабилизирует группу чёрных. Д.6С. Если чёрные играют 5, а белые отвечают 6, то ходы ч.7, 9 и 11 приносят чёрным превосходный результат. Камни белых стоят не эффективно, а у чёрных хорошая форма на правой стороне. Д.6D. Однако, после хода ч.5 на предыдущей диаграмме хорошим ответом будет ход ч.5, который вынуждает чёрных захватить 7, а затем защититься 9 в 2. Белые смогут разрезать 10. В этой ситуации невозможно получить плохой результат. После б.12 белые могут грозить «А», что готовит ход «В». Даже если чёрные защитят эту слабость, то белые могут играть «С», и в зависимости от ситуации даже «D», отнимая угол у чёрных. (Звездочки означают сложность темы. Одна звездочка - тема для начинающих, пять звездочек - очень сложная тема)
Как играть в гоДоска и камниВ го обычно играют на доске размером 19 на 19. На Д.1 показана пустая доска. Обратите внимание на девять отмеченных точек пересечения линий. Они называются «хоси». (латинская транскрипция hoshi, дословный перевод с японского на русский – звезда). Эти отметки на доске используются для удобства и для расположения форовых камней. Для игры используются фишки белого и чёрного цветов, которые выполнены в виде двояковыпуклой линзы. Называются они «камни». Обычно эти камни изготавливаются из пластмассы или стекла. В дорогих комплектах белые камни делают из морских раковин, а чёрные из сланца. Вне зависимости от того, из чего сделаны фишки, их называют просто камнями. В начале партии у игрока, играющего чёрными – 181 чёрный камень, а у играющего белыми 180 белых камней. Общее количество камней (361) соответствует общему количеству пересечений линий на стандартной доске 19х19. Принято держать камни в деревянных или пластиковых чашах рядом с доской. В начале партии доска пустая. Один игрок берёт чёрные камни, второй белые. Чёрные делают первый ход. Ход – это выставление камня в точку пересечения линий доски. Можно ходить на любое незанятое пересечение, но в начале партии первые ходы обычно делают ближе к точкам хоси в углах доски. Ходят по очереди. Камень, выставленный на доску, не перемещается. Он может быть снят с доски в случае взятия. На Д.2 показано типичное начало партии. Чёрные сделали первый ход в правом верхнем углу. Белые поставили камень 2 в левом верхнем. Далее, в соответствии с правилами, ходы делались по очереди. Обратите внимание – ни одна сторона в начале не ходила далеко от углов. Четыре основных правила игры го1. Ход делается в пересечение линий доски.2. Камни, выставленные на доску, не передвигаются. 3. Чёрные ходят первыми. 4. Ходы совершаются по очереди. Цель игры – захват территорииЦелью игры является захват территории. Выигрывает тот, кто к концу игры захватил больше территории. Некоторые японские бизнесмены применяют это правило в стратегии поведения на рынке: не пытайся удалить конкурента (как в шахматах), взаимодействуй с ним, но получи большую долю рынка. На примере партии на доске размером 9х9 посмотрим, как захватывается территория. Партия на такой маленькой доске не богата стратегическими приёмами, но правила и даже некоторые тактические приёмы не отличаются от игры на большой доске. Рекомендуется осваивать правила именно в игре на доске 9х9. Затем можно перейти к игре на доске 13х13. Вскоре, сыграв около 100 коротких партий, вы начнёте чувствовать себя уверенно в игре на стандартной доске.
На F.1 чёрные сделали первый ход вверху справа. Потом ход сделали белые. Обе стороны продолжали ходить по очереди, в соответствии с правилами игры. К ходу б.6 территория обеих сторон начинает обретать форму. Чёрные застолбили правую сторону, белые возлагают надежды на левую. После того, как оба игрока обозначили свои претензии на территорию, возникают две основные стратегии. Первая – увеличить свою территорию, одновременно уменьшая территорию противника. Вторая – вторгнуться в сферу влияния противника. Ход ч.7 на F.2 следует первой стратегии. Чёрные расширяют свою территорию внизу справа, и не позволяют белым расширить свою территорию ходом «а». Белым следует защититься 8, чтобы остановить продвижение чёрных глубже в свою территорию. Далее чёрные укрепляют границу ходом 9. Настала очередь белых расширить свои владения. Сначала они добавляют территории в центре б.10 и 12 (F.3), затем вверху слева б.14. Чёрные должны защищаться 15. Теперь разыгрываются очки вокруг точек «а» и «b». Разыграна стандартная последовательность б.16-ч.19 (F.4). Аналогично сыграно внизу б.20-ч.23. Играя таким образом, белые расширили свою территорию, одновременно уменьшив территорию чёрных. Ходы от б.24 до ч.26 – последние в партии. Теперь можно определить победителя. В данном случае подсчитать результат просто. Территория чёрных состоит из всех незанятых пунктов, которые они контролируют на правой стороне, а территория белых состоит из контролируемых ими пунктов на левой. Конкретнее, все пункты, отмеченные буквой b на F.6, составляют территорию чёрных, а все пункты, отмеченные буквой w, являются территорией белых. Если вы сосчитаете их, то обнаружите, что у чёрных 28 очков, а у белых 27. Таким образом, чёрные выиграли с разницей в одно очко. Обратите внимание, что точки занятые белыми и чёрными камнями в расчёт не принимаются. Эта партия очень проста, в ней не возникли многие аспекты правил го. Она только иллюстрирует цель игры. В следующем номере мы рассмотрим, каким образом камни захватываются и снимаются с доски. Задачи на жизнь и смерть в го. Титул кисэй. анализ го партии. Стратегия го. Цель игры в го. Ко борьба. Главная -> Статьи |