Главная ->  Статьи 

 

Основы понятия территории


Уменьшение размера доски до 5×5 или 7×7 позволяет почти полностью просчитать каждую возможную ситуацию. Начинающие, для того, чтобы им было проще разобраться в концепции территории, могут доиграть партию, показанную на Д.1 и Д.3.

Д.1. И у черных, и у белых по два камня. Черные ходят первыми. Кто выиграет? Дополнительным правилом можно установить, что черные дают белым два очка (коми) в качестве компенсации за первый ход.

Д.2. Ходы одной из возможных партий приведены на этой диаграмме. Не захвачено ни одного пленного, так что посчитать территорию просто. У черных 14 очков, против 11 у белых. Вместе с коми в 2 очка черные выиграли одно очко.

Естественно, что возможных вариантов много, и не обязательно черные выиграют все партии или один ход или комбинация приводит к победе. При игре между игроками равной силы черные должны давать коми белым как компенсацию за право первого хода, например два очка. Для доски размером отличающимся от 19×19 не найдено правильного коми. Обычное коми для стандартной доски составляет 5 с половиной очков (прим. переводчика. С 2005 года коми принято 6.5 очков).

Д.3. Поняв основы образования территории на доске 7×7, переходите к доске 9×9. Количество вариантов растет как взрыв. Вы сможете наслаждаться игрой целый день, играя партию за партией.

Д.4. Ходы до 32 составляют одну из возможных партий. Отметим, что ходы 28-32 не приносят очков, но необходимы для заполнения нейтральных пунктов, а ход 31 необходим для защиты, т. к. иначе черные камни будут захвачены ходом белых в 31. В этом примере у черных 23 очка, а у белых 20. Если коми 2 очка, то черные выиграли одно очко.

Задача 1. Черные начинают и выигрывают партию (без коми).

Задача 2. Черные начинают и выигрывают партию (без коми).

Решение задачи прошлой недели

На прошлой неделе была поставлена задача — подумать о подходящих альтернативах. Нечто похожее на приведенные варианты правильно.

S.1. В партии черные могли сыграть 3 (вместо разрезания 4). После соединения б. 4 черные почти обязаны сыграть 5. Далее, возможны ходы до 10.

Основной недостаток для черных в том, что белые могут соединиться с отмеченными камнями. В зависимости от предпочтений игрока, черные могут быть довольны построенной стенкой в центре, но в случае, когда противник Тё Тикун, О Риссэй чувствовал, что ему не следует быть столь снисходительным.

S.2. Вместо выталкивания белых в пункт 6, черные могут играть 5. Последовательность до 10 форсирована. Черные могут начать тотальную атаку белых камней ходом 11. Но белые получили много территории (около 30 очков) в верхнем левом углу. Это слишком большой подарок от черных. Даже если атака после хода 11 завершится очень хорошо, предстоит еще одна трудная борьба. Один из возможных вариантов — ход белых «А», ч.«В», б.«С», ч.«D», б.«Е» и ч.«F». Теперь белые могут начать атаку на камни черных 1-9.

Решение задач этого номера

S.1. Ход черных 1 — тэсудзи (хороший ход). Белые вынуждены подчиниться 2. Далее черные могут играть 3 и 5 в сэнтэ. После защиты б. 6 партия закончена. При подсчете обнаруживаем, что черные выиграли одно очко (10 у черных, против 9 у белых).

R.1. Простые ходы, такие как 1 и 3 не подходят. В таком варианте белые выигрывают одно очко.

R.2. Что будет, если после хода ч. 1 белые будут сопротивляться 2? Ход 3 заставит белых защититься 5. Ходами 5 и 7 черные выигрывают сэмэай (быстрее успевают захватить белых), и все камни белых погибли.

S.2. Ход черных 1 — прекрасное тэсудзи, которое стоит запомнить. Белые не могут помешать черным соединиться и поэтому вынуждены подчиниться ходами 2, 4 и 6. Ходы 7 и 9 окончательно сводят партию к победе черных в два очка (у черных 15, а у белых 13).

R.3. Если черные играют просто, 1 и 3, то не смогут продемонстрировать этот фокус. В этом случае партия закончится вничью.

R.4. Белым не следует переключаться на ход 6 вместо защиты 7. Черные немедленно захватывают 7, вынуждая белых соединиться 8. Чернее останавливают 9. После соединения белых 10 черные выигрывают партию с разницей в 3 очка (16 у черных, 13 у белых).

 


Основы понятия территории

На нескольких первых диаграммах показано, почему захват инициативы обычно ведет к успеху, и так же, что нужно делать, если вам брошен вызов.

Д.1. В статье прошлой недели мы начали с двух камней черных и двух камней белых уже выставленных на доску 7×7. Коми в два очка давал игрок, делающий первый ход. Черные дают белым два очка (обычно камнями, как бы пленными). Ходами 1, 3 и 5 черные расширяют свою территорию, одновременно ограничивая территорию черных. Белые только защищаются от наступления черных.

Д.2. Белые защищались в ответ на каждую угрозу черных, предскажем, что они защитятся 8 и 10, а потом еще 12 и 14. Единственный раз они использовали шанс атаковать, это ход 16. Заметим, что черные правильно защитились 17, иначе белые могли разрезать в этой точке. Окончательный счет — у черных 18 пунктов территории, а у белых 10 пунктов, плюс два очка коми, всего 12 очков. Разница шесть очков в пользу черных. Белые делали только те ходы, которые их заставляли делать, и разница получилась очень большой.

Как такое могло произойти?

Д.3. Теперь посмотрим, что случилось бы в случае пассивного поведения черных и активного белых. Если черные начнут пассивно защищать свою территорию таким ходом как 1, а белые агрессивно расширять свою, одновременно отбирая потенциальную территорию черных, то мы сможем увидеть результат на этой диаграмме. Окончательный счет — черные 14 очков, белые 16 пунктов территории плюс два очка коми, всего 18 очков. Белые выиграли четыре очка.

Задача 1. Если оба игрока ведут себя агрессивно, белые неизбежно должны играть 2 в ответ на ход черных 1. Что делать белым после продолжения черных 3? Попытайтесь представить себе несколько следующих ходов за обе стороны.

Задача 2. Белые начинают и выигрывают. С какого хода начать?

Задача 3. Ход черных. Три камня черных в опасном положении. Способ спасения есть. Но, в конце концов, цель — выиграть партию. Могут ли черные выиграть ее (без коми)?

Активные молодые профессионалы

Ниже приведена партия между Ямасита Кэйго 7 дан (белые) и Ханэ Наоки 8 дан во втором круге титула Дзюдан. Первому 23 года, а второму 25. Оба пробились в верхнюю группу турнира.

Мы упоминали Ямаситу ранее, а Ханэ, сын Ханэ Ясумасы 9 дан, нам мало знаком.

Д.4. Ходы черных 1, 3 и 5 — традиционное фусэки. По канонам белые разрезают правую сторону где-то посередине между камнями 1 и 3, делая ход на третьей линии, но ходами 6 и 8 Ямасита выбрал иной подход. Эти ходы подчеркивают центр, усложняя черным распространение от своего симари (камни 3 и 5). См. R.1.

Ход белых 12 модный в настоящее время. После хода ч. 15 защита угла белыми 19 может показаться естественной, но тогда черные скользят в «А», ставя камень 12 в неловкую позицию. Поэтому ход белых 16 правильный.

Для черных обмен 17 на 18 суровая необходимость перед прыжком в угол 19. Важный ход белых 20 берет территорию и строит базу, в то время как ответ черных 21 служит только целям соединения. Обычно белые продолжают «А», а черные отвечают «С». В смысле территории этот обмен в пользу белых, но камень черных «С» доставляет неприятности. Поэтому, перед распространением 24 белые занимают критическую точку 22. (Заметим, что белые смогут в дальнейшем сыграть в «С», чтобы защитить свои камни).

R.1. Удар в плечо (ката-цуки) б. 1 — интересный ход. Ходы 1 и 3 белых ограничивают влияние черных камней на центр. Один из вопросов, возникших в партии — помогает обмен 1, 3 на 2, 4 белым или он плох для них.

R.2. В общем случае на удар в плечо отвечают одним удлинением 2 перед кеймой 4. В случае с белым камнем в пункте 3-3 ход черных 1 распространен. В какую сторону белым вытягиваться? Обычно, если черные владеют некоторой позицией в районе «В», белым следует играть так, как на этой диаграмме.

Но, если у черных есть один или более камней около пункта «А», то вытягивание 2 поможет черным, т. к. после хода 4 черные могут блокировать 5. Имея эту информацию ввиду, попробуйте понять ходы 6-9 на Д.4.

Д.5. Ход черных 25 важный. Он хоть и позволяет белым защититься 28. Защита необходима, иначе черные сами пойдут 28, б.«А», ч.«В», б.«С», ч.«D» и поглотят отмеченные камни белых. Теперь черные захватили инициативу в борьбе начатой ходами 29 и 31. Ход б. 32 — тэсудзи. Если черные сразу разрезают 35, то камень 32 будет тяжело искоренить, и он будет нести неприятности. Однако, ход ч. 33 вызывает ответ б. 34. Далее белым нужно быть аккуратным с камнями 32 и 34, нельзя позволить захватить эти камни. Пока белые заняты сохранением своих камней в центре, черные занимают две важные точки 37 и 39. Как белым играть дальше?

Д.6. Хотя белые и сумели отрезать несколько камней черных в центре ходами 44-50, белым не осталось ничего кроме как строить жизнь 40, 42 и 52, 54. Ходы 40 и 42 болезненны для белых, т. к. они укрепляют черных (ходы 41 и 43) и подвергают угрозе два отмеченных камня белых. Ход ч. 55 необходим, но почему? Если его не сделать, но белые смогут форсировать «А», ч.«В», б.«С», ч.«D», б.«Е», ч.«F», б.«G», ч.«Н», б.«I» (чтоб выжили свои камни), ч.«J». Да, черные живут, но ход белых «I» навредил позиции черных в этом месте, а ходы «А», «С» и «Е» хороши для белых, т. к. приносят территорию в сэнтэ. Короче говоря, ход 55, строго говоря, можно и не делать, если заботишься только о выживании, но стоимость подобного хода огромна.

Задача 4. Посмотрите на результат на Д.6. Черные защитились 55, очередь атаковать у белых. Куда нужно ударить?

 



 

Как учить игре в го. Кикаси и нодзоки в го. Боси - уничтожение влияния. Соединение в го. Анализ го партий между профессионалами.

 

Главная ->  Статьи