Главная ->  Статьи 

 

Анализ партии сакаты эйо


Играя в го, мы сталкиваемся с задачами. Некоторые задачи локальны, в то время как другие велики, содержат глобальный контекст. Локальные задачи, обычно, имеют простое решение, хотя бывает, что его трудно найти. Глобальные проблемы многомерны и могут быть чрезвычайно сложными. В начале партии сложно предсказать, кто выиграет. Сильнейшие игроки выбирают разные стратегии, кто-то предпочитает получать территорию, а кто-то влияние в начале партии. Успешность применения этих стилей различна.

Один из самых успешных игроков 20-го века, Саката Эйо заработал за свою жизнь 64 титула, хотя в его время проводилось меньше турниров, чем сейчас. Он владел широким спектром стилей и мог выбрать стиль нужный для игры с конкретным игроком, так же использовал разные стили при игре черными и белыми. Даже в преклонном возрасте он оставался выдающимся игроком. Посмотрим партию 1990 года Суперматча Китай-Япония в которой 70-ти летний Саката (белые), 9 дан и почетный Хонинбо обыграл Ю Бина, 8 дан, которому было 23 года, и он недавно стал звездой китайского го. Как-то раз Саката сказал мне — для того, чтобы стать сильнейшим игроком, необходимо только избегать ошибок и при случае делать отличные ходы. Иными словами, нет необходимости в том, что бы каждый ход в партии был великолепным.

Д.1. (1-44). На левой стороне возникла интересная позиция. Ходы 5, 7, 13 и 17 — джосэки, как и ходы 9, 11, 15 и 17. Ход 17 выполняет две функции, и потому он успешный. Но ход 18 превосходен и черные вынуждены распространяться 27 и 37 в направлении прочностей белых, несмотря на то, что эти распространения не оказывают влияния на позиции белых. С другой стороны, белые хорошо развивают свою позицию ходами 20-26, и начинают вторжение 28. Вместо хода 37 черные могли закончить построение стенки ходом «А», но тогда белые нейтрализовали бы влияние стенки ходом «В». Это дало белым великолепную возможность начать борьбу ходом 38. После хода 44 у белых хорошая позиция.

Д.2 (45-70). Для борьбы в центре удлинение в «А» было бы лучше, чем ход 45, позволивший белым перехватить инициативу в центре. К тому же белые поглотили правую сторону ходами 50 и 52. Ход черных 69 выглядит интересным, но впечатление обманчиво.

Д.3 (71-100). После хода 71 блестящим становится ход 72, он нейтрализует отмеченный камень справа (см. R.1 и задачу 1). Белые возвращаются, играют 76, и, как дополнение, могут устроить обмен 80 на 81 в дальнейшем. Черные усиливают давление начиная с хода 79, который большой, но белые играют 92 и 94 в сэнтэ. Черные должны играть 95 или рискуют потерять отмеченные камни слева (см. R.2). Потом белые вторгаются 96. Если это вторжение пройдет успешно, то белые выиграют партию. Чтобы остановить десант черные форсируют 97 и 99, но эти ходы помогают белым.

R.1. Если белые просто ответят 1, то черные форсируют последовательность до 9 чтобы построить прочность. Это ужасная для белых позиция.

Задача 1. С другой стороны, если белые ответят 1, то черные сыграют 2. Если белые теперь разрезают 3, то ходом 4 черные грозят выиграть сэмэай, т. е. у белых только три дамэ, а у черных четыре, если белые играют в «Е». Это опасная ситуация. Следовательно, обмен «А» на «В» и «С» на «D», сделанный в партии, очень своевременный. Тем не менее, после хода 4 белые могут выиграть сэмэай. Как им следует играть?

R.2. Если черные не спускаются 2, как это произошло в партии, то белые прилипают 1. Стоит теперь черным спуститься 2, как белые разрежут 3 и неизбежна последовательность до 9. В результате отмеченные камни черных будут захвачены. (От переводчика. К сожалению, в первоисточнике приведена несоответствующая диаграмма)

Д.4 (1-36 соответствуют ходам 101-136 в партии). Белые прекрасно опустошают угол черных наверху справа. Ходом 27 черные защищаются от прилипания «А». После рассмотрения диаграммы S.1. вы можете еще раз удивиться, насколько хороши ходы 72 и 74 на Д.2. Благодаря присутствию этих камней белые смогли форсировать обмен «В» на «С» и вызвать обмен «D» на «Е», оба обмена в пользу белых. Оставшиеся ходы даны без комментариев. Белые выиграли 2.5 очка.

S.1. Ход белых 1 хороший. Что бы ни делали черные, белые могут удерживать количество дамэ черных в пределах двух и выиграть сэмэай.

 

 

Полную запись партии можно посмотреть на виртуальном гобане.

 

14 июля 2007


Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)

 


Анализ партии сюсаку

Профессиональный игрок в го которым восхищаются больше всего это Кувахара Сюсаку (Shusaku Kuwahara, 1829-1862), которого чаще называют просто Сюсаку. Его слава началась с знаменитого хода — хода красных ушей. Этот ход так удивил противника, Инсэки Геннана, что уши Геннана покраснели. Сюсаку прославился тем, что выиграл все 19 замковых игр, эквивалент современных матчей за титулы. Его нововведения в фусэки (начальная часть партии) легли в основу современной теории фусэки. Стиль игры Сюсаку был простой и прочный, но когда он отставал по ходу партии, его умение бороться было непревзойденным. Я выбрал эту партию между ним и его учителем Хонинбо Сюва, потому что она иллюстрирует фусэки Сюсаку, одновременно являясь шедевром, т. к. Сюва играл в стиле амаси, что означает позволять противнику все, что он хочет, сохраняя за собой преимущество. Больше информации о Сюсаку и его партиях, включая и эту, можно найти в книге «Непобедимый» Джона Пауэра.

Д.1 (1-46). Сюсаку (черные) сыграл 1, 3 и 5. Это так называемое фусэки Сюсаку, первые ходы в партии получившее его имя. Ход 7 готовит ходы 15, 17 и 19 или «А». Ответ белых 8 встречается чаще всего в этом фусэки. Этот ход и 18 иллюстрируют дух стиля амаси — он позволяет черным построить стенку к ходу 33, но влиянию противопоставлены камни белых 8 и 18, которые принесли очки. Ход черных 35 важный, т. к. создает базу черной группе (ход белых в эту точку тоже гарантировал бы глаза группе белых). Комбинация 36 и 38 выглядит слишком активной, но, перехватывая инициативу внизу слева, белые рассчитывают вернуться и защититься слева. По сравнению с прочной защитой «В» ход 46 сильный. Ход черных «С» не оказывает влияния на позицию белых справа. Белые могли бы сделать пробный ход в «D», пожертвовать этот камень с целью укрепить свои ближайшие слабые группы. Что следует делать черным в такой перспективе?

Д.2 (47-79). Ход 47 демонстрирует боевой дух, начинает борьбу, которая завершается ходом 66. Черные потеряли свои камни 47, 49 и 51, но забрали большой угол внизу слева, который расширился еще больше ходом 69. Ходом 70 белые начали сильную атаку. За прыжок черных «А» их бы наказали при помощи нодзоки белых 71. Нодзоки это ход, который «подсматривает» между двумя черными камнями. Поэтому ход черных 71 занимает жизненно важную для построения глазной формы точку. Ход 78 стоит около 20 очков только по территории, но к этому нужно добавить то, что он дает глаза группе белых, просто представьте, камень черных на этом месте. Далее, ходом 79 черные строят огромную сферу влияния. Вопрос в том, каков статус группы черных справа внизу?

Д.3 (80-100. Ходом 99 черные пробили ко в пункте 93). В ответ на ход 80 игра черных 81 не ошибка. Белые могли бы сыграть в «А», далее последовало бы ч.«В»-б.«G». Теперь понятно, почему ходы 81 и 87 правильные. Далее, белые ходом 88 начали сильную наступательную операцию. Черные умело противопоставили 93 и 95. Казалось бы, получилось безнадежное ко, но черные получили глазное пространство, оставив ко в резерве. Видите ли вы на этой стадии как работает такая комбинация?

Д.4 (1-24 соответствуют ходам 101-124 в партии). Подготовить ко борьбу на предыдущей диаграмме — блестящая идея. После хода 3 черные почти живы. Раз они уверены в этом, то могут играть в «А», угрожая начать ко борьбу или соединиться снизу «В». Черные позволяют белым захватить два камня ходами 6 и 8, но делают великолепные ходы 5, 7 и 9. Ответ 11 на 10 — типичный ход профессионала. Ходами 16 и 18 белые не только стирают территорию черных. Кажется, что у черных возникли огромные неприятности после того, как белые разрезали 24. Что делать?

Д.5 (25-67 соответствуют ходам 125-167 в партии). Черные пожертвовали три отмеченных камня и сделали большие ходы 47 и 57. Белые получили территорию атакуя наверху справа, но черные построили два глаза и в конце белые вернулись и сделали ход 66. Таким образом, черные могут ухватиться за последний большой йосэ (заключительная стадия партии) ход 67 и получить небольшое превосходство в партии. Далее белые продолжают стимулировать черных начать ко борьбу ходом «А», за которым последуют б.«В», ч.«С». В конце, когда будет достаточно ко угроз, черные примут вызов и ко борьба станет реальностью. Черные сумеют выиграть эту ко борьбу, а белые получат компенсацию в виде спасенных отмеченных камней. Когда дым боя окончательно развеется, черные выиграют 3 очка. Эта партия игралась в то время, когда не было коми, это означает, что черные не давали компенсацию за право первого хода. В наше время установлено коми 6.5 очков. Это не означает, что черные проиграли бы эту партию, играй они ее сейчас. Но это означает, что игра белых потрясающая. Эта партия — великий пример стратегии амаси Сювы.


Полную запись партии можно посмотреть на виртуальном гобане.

 

21 июля 2007


Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)

 



 

Задачи на жизнь и смерть в го. анализ партии. Задачи на жизнь и смерть в го. Титул кисэй. анализ го партии. Стратегия го. Цель игры в го.

 

Главная ->  Статьи