Главная ->  Статьи 

 

Анализ партии в го


Как мы видели на прошлой неделе, стоимость камней выставленных на доску в процессе партии в го сильно меняется. Некоторые имеют огромную ценность, т. к. обеспечивают жизнь группе, а другие только вносят вклад в общее дело или вообще имеют отрицательную стоимость, как камни, которые пожертвованы, но еще не сняты с доски. Естественно, что игроки стараются делать ходы с максимальной стоимостью. Это правильно, но чтобы стать сильным игроком, лучше рассматривать разные типы ходов. Обычная стоимость хода 10-20 очков, но те ходы, которые увеличивают стоимость окружающих их камней, тоже драгоценны. Такие камни могут нести в себе и 100 очков. Камни расширяющие, позволяющие группе выжить или захватывающие группы, камни, выполняющие несколько функций особенно важны, так как обеспечивают большую прибыль.

Д.1 (ходы 51-66). На прошлой неделе мы начали анализ партии между Огата Масаки, 9 дан и нынешним обладателем титула Хонинбо Такао Синдзи. Рассматривали, как меняется стоимость хода.

Так же мы рассказали о системе QARTS, которая количественно оценивает стоимость слабой группы. Слабая группа без глаз стоит около минус 20 очков, слабая группа с одним глазом стоит около минус 10 очков. Так что усиление слабой группы построением базы или удаление глаз у не окруженной группы противника стоит около 20 очков. По этой причине ходы поблизости от слабых групп столь ценны. Они несут двойной потенциал и стоят около 40 очков. На этой стадии и у черных, и у белых отмеченные камни слабы. Ходами 1 и 3 черные защищают угол, оставляя камни белых слабыми. Ход черных 7 защищает угол, но основной его целью является удаление базы для построения глаз белой группы. Без базы на правой стороне белые вынуждены двигаться в центр ходом 8. Т. к. оба игрока не могут построить двух глаз на правой стороне, дорога в центр становится важнейшим способом выжить. Черные занимают важную точку 9. Белые строят глаза 10, 12 и 14 и получают несколько очков, а черные ходами 9, 11 и 13 получают несколько очков и влияние на центр. Ход черных 15 — сильный (см S.2), а ход белых 16 преследует особые цели (см. R.1).

R.1. Отмеченный камень белых нацелен на разрезание 9, 11 и 13. Перед тем как провести его нужно разыграть комбинацию, такую как 1-7, что сделает разделение отмеченных камней черных еще более эффективным.

Д.2. Как показано на R.1, черным следует усилиться слева, что они и делают к ходу 23.

Оценить стоимость ходов 24 и 26 трудно, белые продолжают целиться в камни черных слева. Обмен 29 на 30 стоит несколько очков. Без этого обмена ход белых «А» стал бы хорошим. Если белые сыграют «А» после обмена, то черные смогут сыграть «В», за чем последует ход б.«С», и ч.36, что отберет у белых немного территории. Но белые возместили этот ущерб обменом 36 на 37. Хотя территориальная стоимость этих ходов мала, белые теперь точно имеют глаза и их группа живет, а это стоит многих очков.

Полную запись партии можно посмотреть на виртуальном гобане


Решения задач прошлой недели

S.1. Недостаточно просто вбросить камень в произвольную точку.

Ход 1 — идеальная точка, т. к. разрушает глазную форму черных и превращает отмеченные камни в объект для атаки. За несколько ходов черные становятся слабыми, а белые получают базу и даже несколько пунктов территории. В соответствии с системой QARTS успех, аналогичный этому, оценивается в 40-50 очков. 20 за слабую группу черных, 20 за получение прочной группы белых и около 10 очков территории, которую обеспечили себе белые. Т. к. результат очень плох для черных, они, вероятно, должны начать борьбу ходами «А» или «В», а не соединяться 2.

S.2a. Белые должны играть 1. У этого хода несколько задач. Первая — распространение от позиции слева. Вторая — угроза разрезать последовательностью б.«А», ч.«В», б.«С» ч.«D» и б.«Е». Если черные защищаются, то, как и произошло в партии, последует 2-8. Потом белые бьют 9-13. Это третья цель хода 1. После этой комбинации, белые строят потрясающее мойо (мешок, сфера влияния) вокруг отмеченной зоны, в то время как группа черных справа внизу осталась без глаз.

S.2b. Ход черных 1 чрезвычайно сильный. Не только потому, что зарабатывает территорию в отмеченных пунктах, но и потому, что предотвращает атаку черной группы внизу справа. Он так же готовит распространение в «А», хотя черные могли бы прямо сейчас сыграть в «В». Но «А» и «В» территориальные ходы, в то время как ход 1 укрепляет слабую группу. Наконец, ход ч.1 хорош, потому что он косвенно защищает от разрезания б. «С», ч. «D», б. «Е», ч. «F» и б. «G». После хода 1 это разрезание становится не столь острым.

 

30 июня 2007


Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)

 


Анализ партии в го

Количество партий, которые можно сыграть на доске для го ошеломляюще велико из-за размеров доски. Как установили программисты, даже значительное увеличение производительности компьютеров не приведет к достаточному улучшению качества программ играющих в го. Тем не менее, в статье опубликованной в прошлом месяце в журнале American Scientist говорится, что ситуация может измениться с появлением новых алгоритмов и подключением огромных библиотек. Но наши знания ограничены, и нам не ведомы ходы в начале го партии, которые гарантируют победу к концу. Иными словами, нет 100 процентной уверенности. Но ведь эти ходы нужно делать в каждой партии. В целом, можно сказать, что 80-90% из всех возможных ходов в начале партии достаточно хороши.

Как говорилось на прошлой неделе, хорошие ходы повышают ценность камней уже выставленных на доску. На протяжении нескольких недель мы рассматривали начальную стадию игры сильнейших игроков 20-го столетия для того, чтобы рассказать о некоторых идеях подхода к игре. Стиль, который подвержен временным причудам, меняется со временем. В последние два десятилетия был популярен романтический стиль, сейчас превалирует стиль драматической борьбы.

Тё Тикун, которому сейчас 51 год, был на вершине го в течение трех десятилетий. Он родился в Южной Корее, но является продуктом японского го, выигрывал почти все титулы по крайней мере один раз и стал первым игроком, который заработал больше 100 миллионов иен призами за год. Его стиль ориентирован на территорию, прагматичен и быстр. Посмотрим на недавнюю партию между ним и Мимурой Томоясу, 9 дан. Тё играл черными.

Д.1 (ходы 1-28). После хода б. 10 ход в 21 был бы джосэки, но черные переключились на 11, чтобы ускорить темп. Белые могли бы играть в «А» или «В», но есть риск, что черные первыми сыграют наверху в «С». Следовательно, белые пытаются перехватить инициативу ходам 12 и 14, но черные выбрали вариант, в котором получают территорию в сэнтэ (без потери темпа), что позволило им вернуться и сыграть 21. Стиль Тё состоит в том, что бы сначала обеспечить себе территорию, а потом разрушать сферы влияния противника. Белые сыграли 22 и 24, чтобы занять левую сторону. Черные построили базу наверху 25 и 27. Ходом 28 белые устроили гигантскую сферу влияния, но она с дефектами. Как черным справиться с этим влиянием?

Д.2 (29-57). Сначала черные отрезают центральную группу ходами 29, 31 и 33, потом берут дополнительную территорию ходом 35 (см. R.1). Отмеченные камни черных слабы, но черные пытаются получить еще территорию ходом 37 и далее. Выглядит опасно для черных, но и у белых есть риски. Если белые не смогут эффективно атаковать камни черных, то проиграют партию. Поэтому, вместо начала всеобъемлющей атаки белые ходом 46 занялись отрезанием связей черных с центром. Это создало угрозу «А», которая может усилить отмеченные камни белых. Но черные продолжают набирать очки ходами 51 и 53. Белые ходом 54 лишают черных базы. Черные немедленно бегут в центр.

R.1. В ретроспективе белым следовало объединить свои прочности комбинацией, начинающейся с хода 1. К ходу 13 белые строят прочную стену и готовы к созданию обширной сферы влияния ходом в «А». Если черные предотвращают это ходом 14, то белые начали бы крупную атаку наверху 15-19. Положение кардинально изменилось, и у белых для борьбы прочная позиция.

Д.3 (58-97). На этой диаграмме у черных две группы слабых камней, они отмечены. Сильной стороной игры Тё является то, что он всегда готов пожертвовать некоторые камни. У него так же есть способность чудесным образом спасать слабые группы, неутомимо искать лучшие ходы, он безупречно выбирает момент для нужного хода и обладает огромным боевым духом. В партии белые поддерживали хорошую атаку, но завели себя в тупик ходом 90. После хода 95 черные получили глаза в районе «А» и «В», а после хода 97 глазную форму в районе «С» и «D». В партии черные сохранили преимущество в территории и смогли выжить на правой стороне. Черные довольно легко довели партию до победы.

R.2. Когда черные сыграли 1 (59 на Д.3) они в полной мере были готовы пожертвовать три отмеченные камня. Если белые соединяются 2, то черные форсируют обмен 3 на 4, и получают дополнительную территорию ходом 5. В партии белые сумели воспротивиться этому.

Вывод. Многие игроки восхищаются стилем Тё и пытаются воспроизвести его. Но гибкость, видение доски и невозмутимость перед лицом сильной атаки неподражаемы. Даже профессионалы считают, что подобный подход и стратегию трудно воспроизвести. Я рекомендую сначала стать профессионалом, и лишь потом пытаться подражать Тё Тикуну.

Полную запись партии можно посмотреть на виртуальном гобане.

 

7 июля 2007


Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)

 



 

Стратегия и ко борьба в го. Анализ партии в го. Анализ партии в го. фурикавари. Пример профессиональной партии в го. Учимся играть в го.

 

Главная ->  Статьи