Главная ->  Статьи 

 

Чемпионат мира по го среди любителей


В возрасте 13 лет Ziteng Shan из Китая выиграл все восемь партий в 28-м Чемпионате Мира по Го среди любителей. Представитель Южной Кореи Dong Ha Woo и Хиронобу Мори из Японии выиграли по семь партий. Среди представителей Европы самое высокое место занял Кристиан Поп из Румынии, он выиграл 6 партий и занял четвертое место. Всего участвовало 68 игроков из такого же количества стран, это был самый крупный по количеству участников турнир. Подробности можно посмотреть по адресу

(От переводчика. Россию представлял Андрей Кульков, занявший призовое 10-е место с пятью победами)

В го содержится несколько сложных концепций, в том числе и правило ко. Это правило делает игру волнительной и усложняет как стратегию, так и тактику го. Вместо того, что бы только просчитывать на несколько ходов вперед, требуется размышлять о долгосрочных возможностях форсированных последовательностей и проблем, возникающих в связи с возможностью сделать два хода подряд.

Д.1. Давайте повторим то, что мы узнали о ко на прошлой неделе. Отмеченный камень в атари, т. е. у него осталась одна степень свободы и его можно захватить следующим ходом. Камень, находящийся в такой опасности захвата мы будем называть «горячим».

Д.2. Черные могут захватить отмеченный камень ходом 1.

Д.3. После захвата отмеченного камня возникла новая позиция. Можно задать себе вопрос — не в опасности ли отмеченный камень? Да, он в опасности, у камня одно дамэ, но правило ко запрещает захватывать его прямо сейчас. Правило ко гласит, что позиция на доске не может повторяться. Это означает, что перед тем как захватить камень черных белые должны сыграть в другом месте доски, чтобы позиция изменилась.

Д.4. В примере, приведенном на прошлой неделе, белые могли сыграть 2, угрожая смертью черной группе. Если черные ответят 3, чтобы спасти ее, то позиция на доске изменится. Следовательно, белые теперь могут захватить отмеченный камень черных. Мы так же узнали, что ходы типа б. 2, которые делают с целью нанести угрозу и на которые нужно отвечать, называются ко угрозами. После хода белых 4 наступает очередь черных думать о том, где наносить свою ко угрозу.

Д.5. Посмотрим, как это используется на практике. Ходы 1—9 можно встретить в современном го. Сложности начинаются тогда, когда белые берут в клещи 10, а черные играют 11 и 13 с целью стабилизировать свои камни. По многим причинам белые играют 14, черные отвечают 15, но сейчас мы рассмотрим только результат. Ход черных 17 — ко угроза. Теперь у белых два варианта на выбор: игнорировать ко угрозу и закрыть ко, или ответь на ко угрозу.

Рассмотрим оба случая.

Д.6. Если белые решат закрыть ко ходом 18, то черные извлекут прибыль из своей угрозы и ходом 19 заберут верхний левый угол. Теперь белые должны защититься 20. Черные могут пригрозить атакой, сделав ход в «А», или распространиться 21. Этот ход нацелен на использование отмеченных камней, которые продолжают нести службу. Кандидаты на дальнейшее действия: ход черных «В» соединяет камни понизу, комбинация ч."С", б."D", ч."Е" начинает борьбу, ход ч."F" изолирует и атакует отмеченный камень белых.

Д.7 (ходами б. 22 и ч. 25 пробивается ко). Если белые отвечают на ко угрозу ходом 18, то черные пробивают ко ходом 19. Ходом 20 белые нейтрализуют самую большую угрозу, но черные не сдерживаются и ходом 21 делают ко борьбу еще дороже. Естественно, белые пробивают ко ходом 22. Черные должны найти еще одну ко угрозу, например 23. После ответа белых 24 черные снова пробивают ко ходом 25. У белых нет ко угроз, но хороший ход 26 нейтрализует все камни черных в этой части доски и приносит немало территории. Теперь черные завершают ко борьбу ходом 27. Черные выиграли ко борьбу но не добились выдающегося результата. Белые проиграли ко борьбу, но получили достаточно территории наверху слева. Оба игрока удовлетворены.

Решение задач прошлой недели

S.1.

А) Ходом 1 черные начинают ко борьбу. Естественно, что белые сразу же пробивают ко ходом 2, ведь на кону стоит целая группа белых.

В) В какой-то момент черные должны начать ко борьбу и чем раньше, тем лучше. Белые захватят камень ходом 2. Вопрос в том, что произойдет дальше?

С) Ходы ч. 1 и 3 хорошая комбинация. В обоих случаях их камни захватываются белыми. Теперь посмотрите на R.1.

D) У черных нет выбора — только начинать ко борьбу. Если они не сделают этого, то белые сыграют 1, а потом 2, создавая смертельную форму.

R.1. Оба отмеченных камня белых в атари. Теперь черные пробивают ко ходом 1. Но даже если у белых есть ко угроза, черные могут захватить второй камень находящийся в атари. Белые не могут выиграть обе ко борьбы. Эта ситуация называется двойное ко.

Задача

Задача 1. На прошлой неделе была предложена задача D. Мы вкратце упомянули о различиях между японскими и китайскими правилами. По японским правилам такая группа считается безусловно погибшей. Доказательство основано на том, что черные могут сделать ходы до 7 в любой момент, когда пожелают, а белые ничего не могут сделать. Подразумевается, что черные могут предварительно закрыть все ко угрозы. Важно то, что произойдет дальше, после того как белые захватят четыре камня ходом 8. Как играть черным?

 

9 июня 2007


Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)

 


Тактика го

Я уже упоминал, что классифицирование и установление ассоциаций наиболее мощные инструменты для овладения знаниями. Естественно, что нужно быть образованным для занесения данных в некую релевантную классификацию, но и пользоваться классифицированными данными может только образованный человек. Заколдованный круг! Как его разорвать?

Попробуем ощутить способ, которым классификация может помочь. Например: как вы запоминаете имена и лица людей, которых встречаете впервые? Это тема многих книг, которые пытаются помочь улучшить память применимо к деловым ситуациям.

Боле того, многие тесты на интеллект сосредоточены на распознании образов и выводе решения задачи путём последовательных логических выводов. По моим наблюдениям большинство этих тестов основаны на классификации и ассоциации. Естественно, что это только позитивный взгляд на данные слова, но и негативный подтекст встречается повсеместно. Можно рассматривать классификацию по своим личным или общественным стандартам в которых личность, к примеру, хорошо ориентируется или над которыми прилежно трудится. На обратной стороне медали находятся расовые и классовые различия. Короче говоря, классификация обычно связана с эмоциональными, культурными и моральными взглядами.

Эти взгляды переплетаются так сильно, что логические рассуждения теряют смысл, оставляя место только эмоциональным факторам, вовлечённым в первоначальную ассоциацию. Нельзя изменить действительность, но можно поменять свою интерпретацию реальности.

Го не столь разнообразно как жизнь, поэтому проще проверить чью-то интерпретацию чьего-то здравого смысла. Становится ясно, что применяя правильные ассоциации игрок го может стать сильнее. Начиная с текущей недели, я буду классифицировать статьи по уровню сложности, чтобы облегчить путь изучения го.

* будет обозначать начальный уровень, а ***** самый продвинутый.

Соединения (*-**)

Для понимания происходящего на доске го важно моментально определять соединены два камня или нет.

На Д.1 два камня соединены непосредственно.На Д.2 два камня соединены при помощи миаи «А» и «В» (если белые сыграют «А», то чёрные «В» и наоборот). Это соединение называется косуми. На Д.3 два камня соединены через иккен-тоби (прыжок через одну линию). У такого соединения есть очевидная слабость в точке «А». Обычно эти камни соединены, но нужно быть начеку. На Д.4 соединение камней черных называется кейма (похоже на ход конём в шахматах). Это соединение слабее, чем соединение на Д.3, т.к. предоставляет противнику две точки для атаки, «А» и «В». Соединение на Д.5 называется никкен-тоби (прыжок через два пункта) и имеет две серьёзные слабости «А» и «В». На Д.6 показано соединение огейма(большая кейма). У такого соединения есть преимущества, особенно у края доски, по второй, третьей или четвёртой линиям. Оно объединяет скорость и гибкость, но за счёт ослабления связи. Белые могут начать действия по разрезанию в точках «А»-«D». Соединение на Д.7 можно назвать санген-тоби (прыжок через три пункта), но такое название употребляется редко, поскольку это скорее не соединение а распространение, обычно по третьей или четвёртой линии. Белые могут попытаться разрезать «А», «В» или «С», но в первую очередь при поиске вариантов разрезания нужно рассматривать точку «В». На Д.8 также показано скорее распространение, чем соединение. Обычно оно тоже применяется по третьей или четвёртой линии доски. У белых множество способов разрезания. Камни расположены далеко друг от друга и не смотрятся соединёнными, хотя могут формировать сферу влияния. Не существует специфических приёмов выбора правильного хода. Есть масса рассуждений о скорости, гибкости, прочности, направлении и личного стиля игрока при выборе следующего хода.

Задачи

В задачах 1, 2 и 3 у чёрных есть серьёзные дефекты, затрудняющие соединение своих камней. В чём они? В задаче 4 приведена распространённая позиция. Как чёрные могут получить преимущество используя слабость в связи между двумя отмеченными камнями белых?

В задаче 5 сделаны обычные ходы начала партии. Ход б.12 – ошибка, т.к. белым нужно было усилить свои камни 8 и 10. Как чёрные могут получить преимущество, используя эту ошибку белых? Это задачи для продвинутых игроков го, в основном потому, что правильное решение требует общих знаний и умений.

Подсказка: не думайте о вторжении, будьте безжалостней.

Задача 6. На этой диаграмме показано еще одно из часто встречающихся распространений. Что делать со слабостью прыжка через три пункта на правой стороне? Ходы чёрных «А» и «В» смотрятся правильными, но есть ход получше.

 



 

Индивидуальный стиль игры в го. Задачи на жизнь и смерть в го. анализ партии. Задачи на жизнь и смерть в го. Титул кисэй. анализ го партии. Стратегия го.

 

Главная ->  Статьи