Главная ->  Статьи 

 

Пример профессиональной партии в го


В нескольких последних статьях я рассказывал о том, как захватывать группы камней и как выживать. По воскресеньям я веду занятия в классе, и мы подробно рассмотрели некоторые задачи из статей. Учеников удивило количество возможных ходов в целом и тэсудзи (хороших ходов) в частности. Один заметил, что число перестановок кажется бесконечным и что трудно представить все их глядя на доску. Действительно, это так. Сначала у вас возникнут проблемы с представлением себе долее одного хода за раз, но практикуясь вы улучшите эту возможность. Если будите прилежными на протяжении приблизительно года, то сможете играть хорошие партии в го и кое что понимать в партиях профессионалов.

Пример профессиональной партии

Это первая партия матча за титул Оза между претендентом, 25м Хонинбо Тё Тикуном (черные) и обладателем титула О Риссэем.

Д.1. О Риссэй любит использовать какари 4 в ответ на ход 3, чтобы посмотреть на ответ противника. Это помогает ему выбрать свою стратегию. Такая техника называется йосу-миру. О применял его во многих титульных партиях. Впервые этот ход ввел в практику Хонинбо О Мэйен.

Далее, белые заняли последний пустой угол. Ход 7 с подвохом. Как следует отвечать белым?

R.1. Когда белые приближаются к камню в верхнем левом углу, черные могут выбирать вариант из «А»-«D» (в последовательности по частоте применения), или играть тэнуки. Ход «Е» недавнее нововведение. У всех этих ходов есть преимущества и недостатки. К сожалению, у нас нет места и времени на подробный анализ.

Д.2.
Вариути 8 — прочный ход. Он создает миаи распространения через два пункта в обе стороны. Как черным отвечать на этот ход? Приближаться слева или справа, в какую сторону направлять белых? Ход 9 выглядит правильным, т. к. распространение белых 10 не оказывает влияния на относительно прочную позицию слева. Особенно силен отмеченный камень.

Еще одно йосу-миру — ч. 11. Белые могли бы ответить «А», но тогда черные накроют еще один раз ходом «В». Со временем, белые могли бы распространиться еще раз левее камня 10, еще ближе подходя к неприступным камням черных. Но такой ход не несет угрозы, следовательно, не столь эффективен. Обмен 11 на 12 кикаси (форсированный ход) в чистом виде, и в пользу черных, т. к. заставляет белых занять низкую позицию. Заметим, что сыграв кикаси вы не должны уделять много внимания этому камню и можете ходить в другом месте доски. Далее черные приблизились к углу ходом 13. Как отвечать белым? (Подсказка. Вспомните урок о точках хоси, который был приблизительно месяц тому назад).

Д.3. Ход в районе пункта «А» был бы стандартным, но тогда черные смогут распространиться в «В» или «С», поглотив отмеченный камень белых. Белые не могут позволить черным распространиться в этом направлении, поэтому они вынуждены ставить клещи. Но в какой пункт? В этом случае нужно играть 14, т. к. этот ход оставляет сэнтэ (инициативу) в руках белых после розыгрыша джосэки (стандартная последовательность в углу) до хода 23. Сэнтэ белым нужно для хода 24. Расстояние между отмеченным камнем черных и их камнем, который был первым выставлен на доску, несколько великовато. Белые ходом 24 пытаются наказать черных за слишком широкое распространение, но на левой стороне белые тоже слабы.

Каждый из ходов 25—39 сделан на основе нескольких целей:

  1. Убежать в центр
  2. Не дать противнику соединить свои камни
  3. Соединить свои камни
  4. Построить хорошую форму, обеспечивающую как глаза, так и эффективность.
  5. Продвинуться в центр быстрее противника и перекрыть ему дорогу в центр.

Если смотреть с этой точки зрения, то ходы до 39 становятся понятными. Учитывайте все перечисленные цели, чтобы найти следующих ход белых. Также, не забывайте о том, что соединение слабых камней стоит около 20 очков, за счет того, что они становятся сильными и дальнейшие атаки на них становятся невозможными.

Как следует играть белым после хода 39?

Д.4.
Принимая во внимание цели 1-5, перечисленные выше, белые выбрали ход 40. Как оказалось на проверку, цель 2 не была учтена, и ход оказался плохим (см. R.2). Ход 41 точно соответствует целям 1, 3, 4 и 5, особенно цели 3. После хода ч. 45 белые должны примириться и выживать 46 в низкой позиции. Этот ход необходим для построения двух глаз и довольно большой в смысле территории, но не имеет стратегического значения, в то время как ходы черных 41, 43 и 45 обеспечивают влияние и соединяют камни черных.

Ходы 47 и 49 изолируют одинокий камень белых и не дают белым расширить свою позицию от нижнего левого угла. После построения прочности черные переключаются на захват ходами 51-57. Если после хода белых 58 черные протиснутся «А», то последовательность б.«В», ч.«С», б.«D», ч.«Е» и б.«F» неизбежна. Это приводит к бурлящей драке, в которой обе стороны поставят на карту результат партии.

Оба игрока сильные бойцы, но О особенно известен как режиссер сложных ситуаций. У черных преимущество в партии, поэтому им нужно стремиться следовать менее рискованным стратегиям. Их цель проста — изолировать огромную группу белых в верхнем правом углу. Как играть черным? Ответ на следующей неделе.

R.2. После хода ч. 1 белым следовало сначала играть 2. Этот ход отрезает отмеченный камень черных и усиливает отмеченные камни белых. Понятно, что ход черных 3 хороший, но их камни остаются слабыми даже после хода 5. Черные хотели бы разрезать ходом «А», но последует ответ б.«В», ч.«С» и ходом «D» белые захватят камни черных, включая отмеченный. Сложно сказать какой бы следующий ход сделали белые, но несомненно, что отмеченные камни, включая одинокий отмеченный крестиком, стали прочными, облегчив белым борьбу в этой части доски.

Решение задачи 3 прошлой недели.

S.3A (Задача А). Ход черных 1 достаточно прост.

S.3А (Задача В). Ходы черных 1 и 3 кажутся безрассудными, т. к. ход б. 4 захватывает четыре камня.

S.3B (Задача А). Ход белых 2 не страшен. Черные просто соединяются 3.

S.3B (Задача В). После хода 4 черные возвращаются и играют 5, чтобы захватить три камня белых. Подобная комбинация называется исино-сита (игра под камнями).

R.3 (Задача А). Конечно, ход черных 1 использует исино-сита тэсудзи, но при этом теряют несколько очков (по крайней мере, два).

R.3 (Задача В). Ход ч. 1 — ошибка. Ход 2, в комбинации с последующими, захватывает черных. Захват двух камней ходом 3 кажется изящным, но белые делают ход 4 на месте отмеченного треугольником камня белых. Черные должны захватить ходом на месте отмеченного крестиком камня, а белые ходом 6 соединяются, делая ложным глаз черных.

 


Взгляд на профессиональные партии в го изнутри

На прошлой неделе мы изучили партию между 25м Хонинбо Тё Тикуном (черные) и О Риссэем. Для того, чтобы начинающему было проще разобраться, каждая диаграмма содержит немного ходов.

Д.1. Мы обсуждали возможность черным разрезать 10, в результате чего, после ходов б.«А» и ч.«В», возникла бы неконтролируемая борьба огромного размера. Черные лидируют в партии, и хотят избежать бурной схватки, делая ситуацию более контролируемой.

Один из основных принципов, которому нужно следовать при игре с более сильным противником — укреплять себя и атаковать слабости оппонента. Мы называем его «Первый основной принцип».

Ходом 1 черные навалились на сильный камень, но основная цель этого хода — разрезание 10. Черным приходится защищаться 2 (или 10, что менее эффективно). Далее, черные укрепляются в сэнтэ 9. Белые вынуждены защищаться в готэ 4, 8 и 10. Ход черных 13 — большой сэнтэ йосэ ход, который стоит более 10 очков. Черные выбрали последовательность ходов, начиная с нижнего правого угла, чтобы удерживать сэнтэ на протяжении 15-ти ходов, которые принесли им, по крайней мере, 20 очков, и попутно захватили отмеченный камень белых. Отмеченный камень белых был поставлен в самом начале партии, но не внес никакого вклада в стратегическое течение партии.

Д.2. Белые сделали несколько ходов следуя «Первому основному принципу», а именно 16-18 и 20-26. Их действительное намерение состоит в атаке отмеченной черной группы внизу справа. По этой причине черные защищаются 27-39. Обратите внимание на формы, которые строят черные! Это кейма, тоби и, так называемая, «морда собаки» (см. R.1).

Ход черных 39 — ошибка. Почему?

Д.3. После хода черных отмеченного треугольником, ход белых 40 стал очень неприятным. Последовавшими ходами белые получили территорию в центре, но черные быстро восстановили потери ходам 49 и 51, а затем двинулись в центр и разрушили территорию белых, попутно грозя вытянуть камень, отмеченный крестиком.

В конце концов, черные разрушили позицию белых в центре и выжили в нижнем правом углу, закрепив свою победу.

Межу прочим, вместо 39 черным следовало играть косуми 48.

R.1. Форма образованная тремя камнями черных «А» называется «морда собаки», а распространение на один пункт дальше, образованное камнями «В» — «морда лошади». Две эти формы часто встречаются при локальных тактических маневрах и имеют целью построение позиции приносящей глаза. Иногда встречается и распространение на один пункт дальше (ход «С»), называемое «морда жирафа», но такое бывает редко и такая форма слаба, она не применяется для тактических целей, а скорее имеет стратегические обоснования.

R.2. Форма, построенная камнями «А» называется тоби, или прыжок.

Цель тоби, обычно, прыжок в центр, когда приходится убегать. В этом ходе сбалансированы скорость и прочность. Из тоби легко получается морда собаки или морда лошади, если пойти дальше.

Форма, образованная камнями «В», называется косуми.

Косуми используется для подготовки глазной формы и прочнее, чем тоби, но не столь быстро.

Д.4. Это вторая партия матча на титул Оза между обладателем титула О Риссэем (черные) и претендентом, 25м Хонинбо Тё Тикуном.

Обмены 5-7, 8-14, 15-17 и 18-19 стандартные в локальном смысле, но чтобы понять ход белых 8, черных 17 и борьбу, которая внезапно развернулась после вторжения белых 20, нужно разглядеть стратегический смысл.

R.3. Ходы 1-5 — джосэки, но если белые сначала сделали обмен 4 на 5, а потом сыграли какари 6, то черным уже не нужно играть в «А», скорее они сыграют хасами (клещи) 7 или где-то поблизости. В борьбе, которая возникнет из этих ходов, камень 5 может оказать помощь черным и стать помехой белым. По этой причине белые не должны инициировать обмен 4 на 5.

R.4. Недостаток пренебрежения обменом 4 на 5 на диаграмме R.3 в том, что черные играют 1 (эта точка критически важна для построения базы и получения глаз в углу, как для белых, так и для черных, и раз белые не заняли ее, то туда ходят черные). Предположим, что черные распространятся 2. Вспомните занятие двух месячной давности о распространении через два пункта по третьей линии. Но в данном случае черные уже имеют отмеченный камень (ход 17), и такое распространение не удобно для белых. Фактически, белые имели шанс сыграть 1 сами (вместо хода 20 на Д.4), но этот ход продемонстрировал бы недостаток киаи (боевого духа).

Д.5. Ходы до 9 составляют джосэки середины игры. У черных есть варианты на выбор, но ни один из них не привлекателен. После этого последовательность до 23 почти форсирована, но, начиная с хода 1 нужно просчитывать очень много вариантов. Большинство людей быстро бросают попытки вычислить лучший ход в этой ситуации.

Теперь, избежав необходимости играть в «А» белые с удовольствием играют 24 и 26, т. к. эти ходы несут стратегический смысл — изолируют форму черных в центре.

Задача 1. После вклинивания белых 2, вместо разрезания «А» (ход 3 на Д.5) черные могут играть 3. Попробуйте рассчитать некоторые варианты и увидеть, что получится в результате, и для кого этот результат хорош.

 



 

Нодзоки и кикаси в го. Боси в го. Соединение в го. Решение го задач. система qarts.

 

Главная ->  Статьи