![]() |
|
![]() |
Главная -> Статьи
Титул кисэй. анализ го партииКаждый раз, сортируя информацию, вы неизбежно сталкиваетесь с проблемой, что разместить вначале, что следом, что на третьем месте и так далее. Естественно, в голову приходят классификации по хронологии, по типу, в алфавитном порядке и по другим классам, но когда информация все время меняется, ее важность часто определяет наивысший приоритет. Но что важно? Отделение сигнала от шума – задача, с которой мы встречаемся ежедневно. Игры, схожие с го, с их множеством возможностей представляют так много информации, что очень трудно понять, какая из них важная. Обычно присутствует масса витающих в воздухе решений, которые нужно разобрать по приоритетам и безотлагательности. Если вы уже играете в го на уровне дана, то вы можете поднять свой уровень чаще размышляя о приоритетах и срочности. Д.1. (1-31 соответствую ходам 61-91). Продолжим разговор о партии, который мы начали две недели тому назад. Матч за самый престижный титул японского го – Кисэй, обладатель титула Ямасита Кэйго, претендент Сатору Кобаяси (черные). В этот момент две отмеченные группы черных в опасности, и черные грозят отрезать отмеченную группу белых ходом «А» и еще одну группу ходом в районе 2. В то же время, черные должны атаковать два отмеченных камня белых в центре. Почему должны? Вы знаете изречение: «Лучшая защита, это нападение», а почему оно верно? Го профессионалы, например, не любят убегать, потому что это быстрый путь к поражению. Они всегда пытаются так или иначе найти слабости в позиции оппонента и использовать их, т.к. группы сильны или слабы только по отношению к окружающим их группам. ![]() В любом случае ход ч.1 усиливает камни черных в центре и грозит разрезанием, вызывая ответ белых 2, и оправдывает ход ч.3, который усиливает позицию черных слева. Но это дает белым шанс дать сдачи 4. Ходы 5 и 7 – сильная комбинация, нацеленная на разрезание «А». См. R.1. Следующий важный ход белых 10, т.к. он занимает жизненно важную точку, которая может принести глаза и белым, и черным. Здесь у черных нет выбора – только бежать 11. Теперь большая группа черных на левой стороне стабильна, следующим приоритетом для белых становится группа отмеченных камней внизу и белые играют 12, чтобы присоединить ее. Перехватив инициативу, черные отрезают белых ходами 13 и 15 в сэнтэ. Черные выбегают 17 и 19, ослабляя позицию белых, и заставляют их соединиться 20. Далее черные усиливают свои камни ходами 21-25, одновременно создавая давление на камни белых в центре. Естественно, белые бегут 26. Но ход черных 25 плохой. Им следовало самим играть 26. См. R.2. Однако, после робкого хода черных 25 борьба не утихает. У черных и у белых есть слабые группы, и все они борются за свое спасение. R.1. Если после хода ч.3 белые попытаются блокировать 4, то черные смогут соединиться 5 и 7, отрезая белые камни. Такой вариант белыми даже не рассматривается, т.к. он совершенно непригоден. Между прочим, перед защитой 3 черным следует устроить обмен 1 на 2, как и было в партии. Если они сначала защитятся 3, то потом на давление 1 не последует ответа 2. В этом случае белые продлятся «А». ![]() R.2. Черные могут поймать белых ходом 1. Если белые попытаются бороться за выход на свободу ходами до 12, то черные защитят свои пограничные камни от захвата ходами 13, 15 и 17. Ход б.20 кажется опасным, но черные убегают после хода 21. На попытку белых захватить «А» черные ответят последовательностью «В»-«F». Черные убегут, а белые камни в центре погибнут. ![]() Д.2 (32-63 соответствуют ходам 92-123 в партии). После хода 32 черные разрезали 33-41. В комбинации 38 и 40, так же как и в 37, 39, и разрезании 43 содержится квинтэссенция ходов профессиональных игроков в го. Движение борьбы поддерживается множеством дрейфующих безглазых групп. Хотя это и действует на нервы, оба игрока любят такое го, и такой стиль привлекает зрителей. ![]() Решение задачи прошлой неделиS.1. Все ходы 1-20 на Д.1 выражают важность отмеченных групп вовлеченных в игру и сделаны в порядке важности. S.2. Обычно, первое, что следует рассматривать при попытке атаковать – ограничение глазного пространства. Ход ч.1 направлен на это. Ходом 2 белые занимают жизненно важную точку, но ходы ч.3 и 5 лишают белых второго глаза. Теперь камень 3 соединится ходом в «А» или «В». S.3. Ход ч.1 ограничивает глазное пространство, а 3 занимает жизненно важную для построения двух глаз точку. Ходы 4 и 6 – самые сильные за белых, но ход 7 ловкий, т.к. создает белым дамэдзумари (недостаток степеней свободы), и они не могут играть в «А». R.3. Ходы 1 и 3 выглядят как хорошая комбинация, но заклинание не работает, т.к. ходы 4 и 6 – сэнтэ. Если черные упорствуют и занимают критическую точку 7, то ход 8 отрезает три камня черных. Наоборот, если черные играют 7 в 8 или в «А», чтобы защитить свои камни, то белые строят два глаза 7. ![]() Еще задача на жизнь и смерть в го![]() Задача 1. Белые начинают и должны попытаться захватить группу черных.
28 февраля 2007
Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)
Анализ партии в гоМногие полагают, что мышление это естественный процесс, который можно использовать в разных ситуациях. Однако, мышление и способность к умозаключениям не врожденное умение, их можно развить. В школе обычно применяется простое заучивание, а большинство предметов, включая математику, чтение и языки стимулирует мыслительные способности. Составляющие элементы, такие как память, распознавание, принятие решений и критическое мышление являются сложными процессами, которые включают в себя множество умений, таких как сбор информации, оценка данных и умение делать логические выводы и создавать гипотезы. Способность к умозаключениям это особое умение, т.к. включает в себя анализ и процесс принятия решений для применения в реальной жизни. Все эти умения используются и развиваются при игре в го, делая ее прекрасным инструментом для получения таких умений. Обнаружено, что игроки в го лучше разбираются как в академических областях, так и в бизнесе. Го, как предмет, изучают в некоторых университетах. Д.1 (1-29 соответствую ходам 123-151 в партии). Подведем итог разбору партии начатому две недели тому назад. За самый престижный японский го титул Кисэй боролись Ямасита Кэйго и претендент Кобаяси Сатору (черные). Ход черных 1 был последним показанным на прошлой неделе. Белые в сэнтэ защитили точку «А», а черные ходом 3 точку «В». После 4-14 группа белых выглядит живой. Но черные сыграли причудливо 15. Они хотели сыграть 19, но перепутали последовательность ходов. Следовало играть так, как показано на R.1. Ходы 15 и 17 нужно было использовать как ко угрозы, но т.к. эти ходы уже сделаны, белые в состоянии сопротивляться 20 и играть ко борьбу с меньшим дискомфортом. У черных есть ко угроза 29, она не столь хороша как 15, но черные сделали все, что смогли. ![]() R.1. Прекрасный ход черных 1. Ответ 2 – лучший, т.к. он защищает от угрозы «А», а так же не дает черным сыграть 15 в сэнтэ. Если вместо этого белые сыграют «А», то черные заставят белых ответить 2 на свой ход 15 в сэнтэ, что даже лучше показанной последовательности. С другой стороны, если белые сыграют 15 (как произошло в партии), то черные смогут играть ко, используя 3 и 5 как хорошие ко угрозы. У белых в этом случае не остается шансов. После обмена 1 на 2, черные усиливают свою позицию против возможных контратак белых в «В», ч.«С», б.«D», ч.«Е» и б.5. Теперь черные готовы ударить 7. Ходы до 21 показывают один из примеров того, как разваливается позиция белых. Белые не могут соединиться «F», из-за хода черных «А». ![]() Д.2 (30-56 соответствуют ходам 152-178). Ко угроз у черных нет, и они играют 31, хотя захват «А» был бы лучше, т.к. теперь белые могут играть 34 и черные должны отвечать 35. После 30 и 32 белые выжили. Далее они ударили 36 и получили некоторую прибыль в последовательности до 46. Черные захватили правый нижний угол, но заметим, что белые окружили шесть черных камней в центре ходами 34 и 48. после хода 56 разница около 10 очков без шансов на компенсацию. Черные сдались. Д.3. Партия на кубок NHK между Тё Тикуном, обладателем титула Дзюдан, и нынешним обладателем кубка NHK Ханэ Наоки. Партии транслируются каждое воскресенье по каналу NHK. Играя в своем неподражаемом стиле, Тё Тикун (черные) обычно берет территорию в ранней стадии партии в обмен на построение противником прочностей и мойо. Затем он вторгается в мойо, и результат партии определяется тем – выживет вторгающаяся группа или нет. Эта партия прекрасный пример такой стратегии. Наверху, и слева, и справа разыграны джосэки. Как и предполагалось, Тё выбрал те варианты, которые приносят прочную территорию в углах. После хода 29 белые могли отклониться от проторенного пути. Комментируя партию, Такао Синдзи заметил, что он играл аналогичную партию с Тё до 29 хода. В этот момент он выбрал ход «А», но был огорошен ответом черных «В». В последующем анализе Такао Синдзи сказал, что ход 30, видимо, лучше. После б.36 вопрос стоит в том, как и где должны вторгаться черные. Для начала можно играть нодзоки 37. Вы бы соединились «D»? Если нет, то как вы справитесь с возникшей ситуацией? ![]() Решение задачи прошлой неделиS.1. Ходы б.1 и 3 правильные. После захвата отмеченного белого камня ходом 4 возникает ко. У белых есть хорошая местная ко угроза «А». Черные должны ответить «В», и белые пробивают ко. R.2. Если белые ходом 3 захватывают отмеченный камень черных, то черные играют 4 и 6. Белые должны соединиться 7 (не показано на диаграмме) в том месте, где стоял ранее захваченный отмеченный камень. Черные строят два глаза 8. Это плохо для белых. ![]() Новая задача на тему жизнь и смерть в гоЧто должны сделать белые для того, чтобы захватить камни черных? Обратите внимание на отмеченный камень белых. Он влияет на решение.
7 марта 2007
Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)
Никкен тоби в го. Стиль в игре го. Европейские го турниры. Стратегия и ко борьба в го. Анализ партии в го. Главная -> Статьи |