Главная ->  Статьи 

 

Окончание партии в го


Март 2002 года

После четвертой партии матча на титул Кисэй (играется до 4х побед), обладатель титула О Риссэй сравнял счет 2:2. В пятой партии, сыгранной 20 и 21 февраля, он увидел, что претендент, Рю Сикун, оттеснил его к опасной границе. Партия заканчивалась тем, что на доске уже не осталось ходов приносящих очки. Осталось только заполнить нейтральные пункты, которые называются дамэ. После этого на доску выставляются пленные камни, и подсчитывается территория. При нормальном течении событий Рю выигрывал бы 3.5 очка.

Перед тем как начать заполнять дамэ, Рю пробормотал, что игра закончена. Это обычная практика, после чего соперники обычно соглашаются, и дамэ заполняются по дружески. На этой стадии партии, когда оба игрока согласились с тем, что партия закончена, камни не могут быть захвачены, даже если они находятся в атари.

Но, в данном случае, О Риссэй заявил, что не слышал бормотания Рю о том, что партия закончена. После заполнения очередного дамэ, Рю заметил, что его камни находятся в атари. Он попытался сделать второй ход подряд, но О Риссэй остановил его. Подозвали судью Исидо Йосио и после просмотра видеозаписи партии установили, что О Риссэй не сказал ничего, а шепот Рю был невнятным. Следовательно, О Риссэю позволено сделать следующий ход и захватить камни, находящиеся в атари. После нескольких следующих ходов Рю сдал партию, в которой должен был победить. Это была трагедия как для Рю, так и для фанатов го.

В Японии, правила определения конца го партии в официальных матчах всегда были двусмысленными, и это иногда критиковалось. Для сравнения приведем правило из релевантного Чемпионата Мира по Го среди любителей: «Игроки делают ходы по очереди до тех пор, пока не заполнены все нейтральные пункты и сделаны все необходимые защитные ходы».

Теперь эта двусмысленность привела к проблеме в важной партии, изменила ее результат на противоположный, и возможно, повлияет на определение победителя в матче с 42 миллионами иен на кону. Видимо, настало время определиться с четкими правилами окончания партии.

Окончание партии в го

diagram1

D.1. В этой партии произошло несколько интересных столкновений. Коми (компенсация за право первого хода) составило 3.5 очка.

D.2 (ход б. 42 сделан на месте отмеченного камня). Ходом 25 началось ёсэ (заключительная часть партии), а партия закончилась на 46 ходу, т. к. уже не осталось ходов, которые есть смысл делать по японским правилам. По обычаям Японии, игроки соглашаются, что партия закончена.

D.3. Но закончена ли эта партия? Например, после хода черных «А» белые должны ответить «В», чтоб не потерять очко. С другой стороны, Белые могли бы сделать ход «С», и если черные ответят «Е», то белые соединятся «D», чтобы получить два очка в пунктах «G» и «F». Но черные ответят на ход «С» ходом «D». Белые обязаны захватить «Е», а черные смогут пробить ко «F». Теоретически, белые могут нанести ко угрозу, но даже если они сделают так, она буде слишком мала, и черные захватят ходом «Н». После реализации ко угрозы белыми, черные захватят еще три камня ходом «I».

dia2,3,4

Поэтому, на практике белые не захотят ходить в «С». Черные сыграют «С» как можно скорее, белые ответят «D». Черные, при случае, защитятся «Е», а белые «F». После этого черные сыграют «G», закрывая последнее дамэ.

Тем не менее, на стадии партии, показанной на этой диаграмме, когда оба соперника соглашаются с тем, что партия окончена, не предполагается, что возникнут коллизии, но они могут, при случае, произойти. Например, белые могут не обратить внимания на ход черных «А» и отказаться соединяться в «В», аргументируя тем, что пункт «В» это их очко. Это нонсенс, но давайте предположим, что это так, чтобы продолжить разбор. Что делать в таком случае? Если есть судья, то он заставит белых соединиться «В». А что делать, если судьи или авторитетного игрока нет рядом. Не всегда удается без проблем разобраться в ситуации. Если продолжить партию, то черные захватывают отмеченный камень ходом «В». Это приводит к полноценной ко борьбе и либо черные продвинутся в территорию белых, либо белые, в конце концов, соединятся в «В».

D.4. Если оба игрока корректно закроют все дамэ, получится этот результат. У черных 20 пунктов территории +3 пленных (D, E, и F), итого 23 очка. У белых 15 пунктов территории + 4 пленных (в А, В, и С два камня), итого 19 очков. Вместе с коми черные выигрывают половину очка.

D.5-7. На диаграммах приведена запись партии между Рю Сикуном (черные) и О Риссэем.

Полную запись партии можно посмотреть на виртуальном гобане

Новые задачи

Задача 1. Ход белых. Какой результат лучший для обоих игроков?

Задача 2. Черные начинают и соединяют свои камни.

Задача 3. Черные начинают и выживают всеми своими камнями. Два правильных ответа.

Задача 4. Кажется, что у черных большие проблемы. Как бы соединить камни черных?

prob1,2,3,4

Решение задач прошлой недели

S.1. После того как черные спасли свои камни соединившись 1, белые взяли в клещи 2. В партии черные нанесли атари «А», но следовало немедленно играть 3. Белые захватят камень ходами 4 и 6, оставляя черным возможность занять важную точку в центре. Однако, после обмена 8 на 9 белые могут взять в клещи правее 9, чтоб начать ко. В этот момент у белых недостаточно ко угроз для выигрыша ко борьбы и ход 10 выглядит резонным. Ко борьба может начаться в любой момент, так что черным лучше ответить 11 как можно скорее. Это приводит к вполне приемлемой для черных партии.

solution1

Diagram 5,6,7 images

diagram5
diagram6
diagram7

 


Анализ го партии между профессионалами

Рю Сикун не оправился от шока, вызванного проигрышем в пятой партии матча до 4 побед на титул Кисэй. В ней Рю потерял практически очевидную победу. Партия была показана на прошлой неделе. У Рю был некоторый шанс, но он проиграл шестую партию в серии, осчастливив О Риссэя. Эта победа принесла О Риссэю третий титул Кисэй, 42 миллиона иен.

Можно сделать вывод о том, что ошибка Рю в пятой партии, имеется в виду ее завершение, стоила 42 миллиона йен. Можно только надеяться на то, что будущие победы достанутся хорошей игрой, а не достижениями на основе двусмысленности правил.

О Риссэй удержал титул Кисэй

Разберем шестую и последнюю партию матча до 4 побед на титул Кисэй. О Риссэй играл черными.

diagram1

D.1. Ходы 1-8 новейший вариант низкого китайского фусэки (начальная стадия партии). Такое же фусэки было разыграно в первой партии турнира, которая игралась в Лондоне. По иронии судьбы, в тот раз О Риссэй играл белыми, а Рю Сикун инициировал фусэки. В первой партии Рю следующий, девятый ход сделал в 10. В этой партии О решил, что он не хочет строить большое мойо и предпочел разделить левую сторону. Следующим ходами 9 и 11 он подготовил базу в этой области. После обмена 12 на 13 у белых есть выбор из нескольких вариантов, например, распространение по верхней стороне или по левой. Но белые выбрали вторжение в верхний правый угол черных. Похоже на то, что вместо лучшего хода, белые выбрали стратегию получения территории в начале партии, с последующей борьбой. Возможно, что Рю попытался использовать стиль О для борьбы с О. Известно, что О Риссэй играет именно в таком стиле.

Ходы до 21 обычные. Ход 22 интересен, он предотвращает вариант V.1, который мог развиться в дальнейшем. Ход 24 это йосу-миру (ход, который уточняет планы противника). В этот момент у черных выбор не велик и они играют 25. Ход 26 это первый в партии ход, который потребовал серьезных усилий. Как бы вы ответили?

Var.1. Если белые играют тэнуки (ход в другом месте доски), то черные наносят удар 1 с целью запереть белых в углу последовательностью 3-5. Белые могут разрезать в сэнтэ 6, при случае, вернуться и защититься 8. После хода ч. 9, белые могут убежать в центр, но даже после хода б. 14 останется опасность атак «А» или «В». Далее, черные могут сыграть «С», форсируя ответ «D», затем ч.«Е» и б.«F». Иными словами, территория белых в углу мала, а влияние черных в центре доминирующее.

variation1,2,3

Var.2. После обмена 2 на 3, черные могут играть тэнуки (ход 4 в другой части доски), позволяя запереть себя в углу. Ход черных 5 не оказывает влияния на положение в углу.

Var.3. В партии белые устроили обмен 4 на 5, что сделало невозможным продолжение на var.2. Если черные настаивают на удержании белых в углу и запирают ходом 7, то ходы 8-14 позволяют белым получить влияние в центре, в то время как камень 7 и соседние, по большому счету становятся мало значимыми.

Решение задач прошлой недели

S.1. Лучшим ходом будут клещи 1, угрожающие соединиться в двух местах (см. R.1). Лучший ответ черных это ход 2. Белым не следует соединяться 4, т. к. этот ход даст сэнтэ (инициативу) черным и позволит защититься внутри своей территории. Следовательно, белые белым нужно блокировать 3, создавая ко. Если черные проигрывают эту ко борьбу, они теряют угол, но если эту ко борьбу проигрывают белые, то теряют всего несколько камней. Эта ко борьба не безболезненна для белых, но она очень рискованна для черных. Угроза такой ко борьбы висит над черными как Дамоклов меч, и черным приходится защищаться от нее до того, как белые нанесут удар 1.

sol1,refe1

R.1. Что произойдет, если черные немедленно удлинятся 2? В этом случае, белые играют 3, на что черным нужно отвечать 4, позволяя белым соединиться понизу 5. Изящной комбинацией 6 и 8 черные так же устраивают ко, но это ко еще лучше для белых, чем на S.1. В этом случае белые первыми пробивают ко, что приближает черных к коллапсу.

S.2. Ход черных 1 строит правильную форму. Может быть, что ход 2 белых самый заманчивый в этой форме, но ходами 3-7 черные сохраняют ситуацию под контролем. В дальнейшем, белые могут играть «А», ч.«В», б.«С», ч.«D», б.«Е» и ч.«F». Реальная опасность содержится в ходе «С», если его сделать до прилипания 2. Стандартного ответа на такой ход нет, решение нужно находить в каждом случае свое.

R.2. Кажется, что ход черных 1 работает, но после б. 2 и 4, черные разделены на две группы, как показано последующими ходами. В зависимости от окружающей ситуации, результат не обязательно плох для черных, но остается необходимость потратить ход на захват камня 8, чтобы выжить в углу. Это означает, что белые могут захватить инициативу в центре.

sol2,refe2

R.3. Ходы до 5 — джосэки (стандартный розыгрыш в углу). Далее, белые могут проверить намерения ходом 6. Черные либо соединяются 10, либо переключаются на 7. В дальней игре ходы 8 и 10 являются комбинацией тэсудзи (локально искусный ход), на которые черные должны ответить 9-13. Оценка такого результата зависит от окружающей позиции.

sol3,ref3,4

S.3. Ход черных 1 (или 5) — правильный ответ. Белые могут пытаться разделить противника ходами 2-6, но теперь ход черных и они соединят свои камни ходом 7 в 2.

R.4. Ход черных 1 ведет к провалу. Он находится ровно между двумя правильными точками, но не позволяет соединиться. Белые могут начать разделять черных с хода в пункт 2, а могут и с пункта 4. В данном случае, начав с 2, белые захватят большую площадь (нижнюю часть группы черных).

S.4. Ходы черных 1 и 3 — искусное тэсудзи. Хотя и не удается соединить все камни, большинство камней черных объединены. Разобравшись с этим тэсудзи, вы можете подумать о других возможностях, например, перед тем как играть 1 и 3, сделать ход 7. Этот ход грозит соединением 9 или комбинацией 1 и 3. Так можно получить даже лучший результат. Тем не менее, самое главное помнить о ходах 1 и 3.

refe4,5

R.5. Если белые сопротивляются 2, то ходами 3-11 черные их разрежут. Белые вынуждены выживать в готэ (отдавать инициативу), позволяя черным соединиться 15.

Новые задачи

Задачи 1-3.

В каждой задаче ход черных, и их цель соединить камни лучшим образом. Обычно, возможностей больше, чем одна. Иногда, в зависимости от позиции на доске, лучший ход может измениться. Главная цель этих задач — научить думать о разных вариантах, не останавливаться на первом найденном решении.

prob1,2,3

Задача 4. Посмотрите на D.1. Белые только что вторглись 26. Найдите, по крайней мере, три способа как справиться с таким вторжением, потом попробуйте найти лучшие ответы черных.

 



 

Соединение в го. Решение го задач. система qarts. Ко борьба в го. Баланс в го. О мэйен защитил титул.

 

Главная ->  Статьи