Главная ->  Статьи 

 

Кикаси и нодзоки в го


На прошедших неделях мы изучали ко и кикаси с теоретической точки зрения. Все кикаси показанные в этой статье были сыграны в реальных партиях. Диаграмма1 особенно интересна, так как связана с проблемами, встающими перед профессиональными го игроками в процессе матчей. Используйте доску и камни при разборе позиции, и вы поймете, что чувствуют профессионалы в процессе партии.

Так же я рекомендую смотреть на го партии, передающиеся по телевизионным каналам, или видеозаписи, так как в них вы будите видеть именно то, что видят профессиональные игроки. При этом нет подсказок о следующем ходе, как при просмотре партии по диаграмме. Такая ситуация из реальной жизни ведет к повышению концентрации, единственному пути к улучшению игры в го.

Начнем с решения задач прошлой недели.

S.1. Вопрос стоял в том, является ход ч. 1 кикаси или нет? Если белые ответят соединением 2, то черные сыграют 3. В ответ белые защитятся 4. Если теперь черные начнут играть на правой стороне, то становится ясно — обмен 1 на 2 в пользу черных. С другой стороны, если белые организуют обмен «В» на «С», а затем сыграют на правой стороне, то обмен 1 на 2 не в пользу черных. В действительности обмен 1 на 2 может быть кикаси, а может и не быть таковым, в зависимости от ситуации.

R.1A. Если черные опустят обмен «А» на «В», то в дальнейшем они смогут вторгнуться 1. Если белые ответят 2 и 4, то ходом 5 черные соединяют свои камни. Белые не могут играть «С», с целью разрезать т. к. ходом «D» черные наносят атари отмеченному камню. Заметим, что обмен «А» на «В» на этой диаграмме был бы бедствием для черных. Заметим так же, что на ход черных 1 белые могли бы ответить «С», чтобы предотвратить соединение.

R.1B. Еще один вопрос состоит в том, что произойдет, если белые будут сопротивляться, т. е. сыграют 2? Теперь черные могут играть 3, готовя разрезание 5 в сэнтэ. Последовательность до хода 15 одна из возможных. В зависимости от ситуации, стенка белых может принести больше пользы, чем территория черных на правой стороне.

S.2. Ход ч. 1 правильный. При таких условиях белые соединятся 2. Ход 3 это то, что называют «естественный путь». Обмен 1 на 2 усилил черных слева, но и белые стали прочнее. Ход черных 3 лишает белых возможности построить глаза и защищает территорию в углу (обратите внимание на последовательность в приоритетах). Для информации приведены ходы до 47. Обратите внимание на кикаси черных 15 (ответ черных 16 плох, т. к. ходами 17 и 19 черные угрожают захватом отмеченного камня, что было бы хорошо для черных), кикаси белых 24 и 26, и ходы черных 29—39 (в результате ход 45 становится сэнтэ). Ход 41 вызывает ответ 42, что в свою очередь делает ход 43 кикаси и, наконец 47. В конце концов, группа белых погибла. Заметим вклад отмеченных камней черных наверху справа в атаку белых групп.

S.3. Ход черных 1 — превосходное тэсудзи. Если белые сыграют 2, то (в дальнейшем) черные смогут играть комбинацию 3, 5, 7. Теперь обратите внимание на эффект обмена 1 на 2. После хода 7 белые не могут играть «А», из-за того, что ч."В" и б."С" поставят их в самоатари. Следовательно, самым сильным сопротивлением будет ход 8, но изящный ход 9 начинает ко борьбу. Если белые проигрывают это ко, то у них две мертвые группы в углу.

R.3. Белые не могут позволить себе такого ко, и подчиняются 2. Теперь наступает истинный момент для кикаси 3. Потом черные могут сыграть «А» или «В», с целью захвата одинокого камня белых.

Кикаси в реальной партии

Д.1 (1—19). В этой партии между Кобаяси Сатору (черные) и Кудо Норио мы можем наблюдать несколько интересных комбинаций кикаси. Сначала ч. 9. Черные не боятся сделать камень 8 прочнее, потому что он и так прочен благодаря присутствию камня 6. Многие ли захотят вторгаться в «А» вместо хода 9? Как только вы поймете концепции лежащие в основе кикаси, вы поднимитесь еще на одну ступень игры в го. Ход 13 еще одно кикаси, т. к. грозит разрезанием «А».

E.1. Вместо хода 15 на этой диаграмме, черные могли бы играть 1, что выглядит как кикаси, но теперь после ответа белых 2 ход 3 перестает быть сэнтэ.

E.2. После ответа белых 2 черные не могут разрезать 3, т. к. ходы 4, 6, 8 и 10 захватывают камни черных в так называемое «свободное ситё» (лестница с дополнительным дамэ).

Новые задачи

Задача 1 (средний уровень). Черные могут вторгнуться 1 и захватить отмеченный камень. Но, несмотря на потери, у белых есть достаточно кикаси маневров для того, чтобы выровнять ситуацию. Как им пожертвовать отмеченный камень и сыграть как можно больше кикаси?

Задача 2 (средний уровень). Ход ч. 1 (19 на Д.1) большое кикаси. Как нужно отвечать белым?

Задача 3 (для опытных игроков). Белые только что сыграли 1 с целью полностью использовать потенциал жертвы отмеченных камней. Как играть черным, чтобы уменьшить эффект этого кикаси?

 

 


Хонтэ в го

Хонтэ, этот термин применяют для описания хода, который оберегает от проблем, не оставляет слабостей, которые могут помешать в дальнейшем. Иногда сложно определить хонтэ это или просто медленный ход, потеря динамики. Примеры из партий профессионалов помогут разобраться в тонких различиях между ними.

Д.1. На диаграмме показан пример хонтэ. Ходы 1-11 — джосэки, в котором белые получают угол, а черные захватывают камень 6 в лестницу. Естественно, если белые поставят прерыватель лестницы (ход 12 не показан), то черные захватят 13. Тем не менее, даже если белые не сделают ход влияющий на статус лестницы, черные следующим ходом действительно должны сделать ход 13 — хонтэ.

Д.2. В ответ на ход 1 люди часто играют 2 и 4. Эта комбинация, как им кажется, защищает территорию в углу ходом 2 и позволяет белым «высунуть голову» 4. Что не так?

Д.3. Обычно лучшим ответом на ход ч. 1 бывает 2., но теперь ход 3 создает проблемы. С точки зрения сохранения территории лучшей будет комбинация 4, 6 и 8. Теперь сравните диаграммы 2 и 3. Диаграмма 2 обещает 15-18 пунктов территории, а на диаграмме 3 белые заработали около 12 очков. Это только сравнения территорий. Реальная разница состоит в различии позиций черных слева. Она выглядела слабой, но после ходов белых стала сильной и заработала некоторое пространство для глаз.

Д.4. Что можно сказать о ходе 2 в ответ на ход ч. 1? Несколько сложно объяснить сущность хонтэ в го и поэтому любители не делают эти ходы в нужное время. После обмена 1 на 2, черные могут прицеливаться к двойному нодзоки «А». Перед тем как сделать такой ход черным нужно сделать ход «В» или «С», одновременно грозя позиции белых и защищая свою. К тому же ходы черных «D» и «Е» тоже требуют аккуратного ответа, т. к. плохое адзи камня 1 не устранено полностью. Короче говоря, белые чувствуют свою значительную неполноценность в любой борьбе, которая может возникнуть на правой стороне.

Д.5. После хода белых 2 черные не могут сразу же играть 3 и 5 с целью отрезать белых от дороги в центр. Роскошный ход белых 8 зажимает разрезающие камни черных, создавая серьезную атаку на группу черных камней, в то время как белые строят позиции по обеим сторонам доски. Тем не менее, предварительный черных ход в районе «А» (или 18, или 14) лишит эту последовательность силы, и поддержит черных в борьбе.

Д.6. Это пример из партии профессиональных игроков. Когда черные расширили свою территорию ходом 1, белые вторглись 2. В процессе партии я ожидал хода 3 в «А». Когда я увидел ход 3, я сначала решил, что черные лидируют в партии и хотят играть спокойнее. Но успокоившись я понял, что ход 3 прекрасный пример хонтэ. Даже если черные сыграют 3 в «А» белые прыгнут 4. А что случится, если бы черные выбрали ход «А»?

Д.7. В какой-то момент белые могут захотеть вторгнуться 2. Ход 3 выглядит естественно, но если черные будут отвечать естественно, то белые выживут в углу (построят сэки) ходами до 20. Это страшная потеря для черных. Чтобы избежать ее черным потребуется сделать еще один ход. Ясно, что хонтэ на Д.6. предпочтительнее траты еще одного хода ради незначительного расширения территории.

Ответы на задачи прошлой недели

S.1. Ранее поставленный отмеченный камень белых захвачен, но форсирующие ходы 4, 6 и 8 становятся последовательностью кикаси, которая позволяет белым построить стену. Заметим, что ходы «А» и «В» тоже сэнтэ для белых.

S.2. Прежде чем непосредственно ответить на нодзоки белым следует сыграть контркикаси 2. Если сначала сыграть 6 и 8, то ход белых 2 потом можно игнорировать, потому, что тогда два отмеченных камня потеряют свою важность. Ход белых 6 вызывает ответ 7, после чего ответ 8 необходим. Далее, черные должны бороться за жизнь 9-21. Ход белых 22 искусный, но черные готовы к ответу 23-27. Заметим, что 31 — кикаси, которое вынуждает белых отвечать до того, как черные выходят в центр 33.

S.3. В ответ на ход белых отмеченным камнем черные играют 1 — йосэ тэсудзи (тэсудзи заключительного этапа партии) которое Рю Сикун использовал в партии на титул Тэнгэн и выиграл у Кобаяси Коити половину очка. Между прочим, оно обыграл Кобаяси с разницей в половину очка в трех партиях подряд. Ход ч. 1 гарантирует продолжение 3-7 в дальнейшем в сэнтэ без дополнительных ходов.

R.1. Если черные сразу играют 1, то белые нанесут атари 2 заставляя черных соединиться 3, после чего ходы 4 и 6 заставляют черных сделать еще один ход. Сравните с позицией на S.3. Количество сделанных ходов то же самое, но черные вынуждены снять три камня с доски ходами 5 и 7, в то время как белые не поставили камней в свою территорию. Разница между этими вариантами 4 очка — достаточно для предопределения результата партии.

Новые задачи

Задача 1 (среднего уровня). Если белые играют «А», то они не только не защищают территорию в углу, но и укрепляют черных. Как следует играть?

Задача 2 (среднего уровня). Ходы 1-14 — джосэки. Черные в любой момент могут убежать камнем 11, это значит, что позиция содержит плохое адзи. Черные могут играть 15. Белые могут играть «А», ч."В", б."С", ч."D" в сэнтэ. Но у белых есть ход хонтэ, который улаживает ситуацию с камнем 11, одновременно сохраняя возможность вторжения «Е». Найдите этот ход.

 

 



 

Основы стратегии го. Задачи на жизнь и смерть в го. Игра го. тактика вторжения. Задачи на жизнь и смерть в го. Стратегия и тактика го.

 

Главная ->  Статьи